Светлана Круглова
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы ДОУ на тему «Бюджет семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы ДОУ на тему
Учить бережливости.
Давать детям карманные деньги.
Привлекать к работе по дому.
Не использовать деньги для подкупа и наказания.
Не делать тайны из семейного финансового положения.
Рассказывать детям о своей работе.
Б. Фельдман.
Проблема:
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Семейный бюджет
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Приобщение ребенка к миру финансов – одна из сложных и в то же время важных проблем. Современным дошкольникам предстоит жить во второй половине XXI века – века сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
В условиях общественного дошкольного воспитания решение экономического воспитания осложнено в силу отдаленности дошкольников от взрослой жизни. Это обстоятельство подтверждает идею необходимости тесной связи в экономическом воспитании детей семьи и дошкольного учреждения.
Современные рыночные отношения вовлекли в свою сферу и дошкольников. Исследования показывают, сколь различны типы семей, их ценностные ориентации. И вот тут педагог детского сада является для дошкольника тем авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить многие экономические факты и явления.
Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста А. Д. Шатова также рассматривает, прежде всего, как один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Решение данной проблемы в необходимости с детских лет положить начало формированию экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Программное содержание:
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи : если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета : что можно купить сейчас, а что в следующий раз (приоритетность, планирование).
Актуальность проекта :
Формирование финансовой культуры официально признано одной
из важнейших задач образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного
периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое
применение знаний и навыков.
Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Важно помнить, что сегодняшние дети - это
будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственного достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, - вот задачи, которые решаются в процессе экономического воспитания дошкольников.
Дошкольник и финансы лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Финансы – часть экономической деятельности – одна из жизненно важных сфер, в которую ребенок погружается с детских лет.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования экономического мышления, что позволит обеспечить полноценное личностное развитие детей.
Предмет проекта : Детская познавательно - творческая деятельность.
Объект проекта : Совокупность методов и приемов, направленных на развитие творческой инициативы и самостоятельности в процессе формирования основ финансовой грамотности.
Цель: Cодействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности
Задачи:
1. Побуждать детей проявлять активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.
2. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Формировать представления о сущности таких нравственных категорий, как трудолюбие, экономность, бережливость и честность.
3. Поддержать инициативность и самостоятельность в речевом общении с взрослыми и сверстниками, стремление задавать и правильно формулировать вопросы.
4. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет». Обогащать словарь терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, накопления, экономия, прибыль.
5. Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в
сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
6. Заинтересовать родителей в совместной игре с детьми в профессии.
7. Развивать способность к анализу и самоанализу, умение оценивать результат индивидуальной и совместной деятельности, поведение свое и сверстников, связную речь, коммуникабельность, изобразительные навыки.
8. Воспитывать чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, бережное отношение к семейному бюджету, понимание ценности труда всех членов семьи.
Срок реализации: среднесрочный (один месяц).
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Развивающая предметно – пространственная среда:
Предполагаемый продукт проекта : выставка семейных мини плакатов «Сохраним сегодня для завтра!»
Список литературы:
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители А. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005 г.
Л. Л. Мосалова «Я и мир» Конспекты занятий по социально - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019
4. Н. Н. Леонова. Художественно- эстетическое развитие детей в старшей группе доу. Перспективное планирование, конспекты. - СПБ. ООО «Издательство ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016 г.
5. А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
6. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
7. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
8. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Левчук З. К. Нравственно-экономическое воспитание дошкольников и перспективы // Актуальные проблемы теории и истории педагогики. Витебск, 2006.
Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
В. Катаев «Цветик - семицветик»
С. Михалков «А что у вас?»
«Финансовая грамотность в мудрости народной» Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста. Авторский коллектив: Прасолова Ю. А., к. п. н. ; Прасолова К. А. к. ф. н.
Ожидаемые результаты:
•Создание условий для успешной социализации детей, их личностного развития.
•Привитие детям уважительного и ответственного отношения к труду взрослых.
•Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Формирование у детей представлений об основных экономические понятиях и категориях (деньги, цена, товар, семейный бюджет, доходы.
расходы.). Приобретение опыта взаимодействия в социуме.
•Развитие творческого потенциала всех участников проекта.
•Сплочение детского коллектива, воспитателей и родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Этапы реализации проекта :
1 Этап - Подготовительный.
2 Этап - Основной (практический).
3 Этап – Заключительный.
1этап - Подготовительный
Создание условий для реализации проекта.
1. Обсуждение целей и задач воспитателем и родителями.
2. Планирование проекта-пути реализации.
3. Подбор методической, познавательной и художественной литературы.
4. Подбор и изготовление дидактических материалов и наглядных пособий: • ЛЭП-буки «Профессии», «Финансовая грамота»
•Альбом - раскраска «Все работы хороши!»
•Альбом - раскраска «Инструменты и специальная техника»
•Альбом - раскраска «Финансовая грамотность в мудрости народной»
•Фотоальбом «Наши мамы на работе»
•Фотоальбом «Лето маленьких помощников»
•Фотоальбом «Наши папы трудятся»
•Настольный театр «Автомобильный завод»
•Схемы и модели для крупных модулей, строительного материала и конструктора
5. Подготовка:
• Презентации «Детям о деньгах», «Потребности»
•виртуальная экскурсия «Автомобильный завод»
•мультфильмы «Богатый бобренок» (1, 2, 4, 10 серии).
• Интерактивная игра «Маленький покупатель».
6. Игротека – практикум для родителей: «Доходы и расходы», «Что можно купить за деньги, а что нельзя».
8. Видео консультация для родителей «Дети и деньги»
9. Видеоролики: «Скорая помощь. Врач» (папа Софии К., «Дорожное движение. Инспектор» (папа Влада К., «Банк. Менеджер» (мама Софьи Л.)
10. Изготовление семейных книжек – самоделок: «Продуктовая корзинка» (семья Жени Р., «Как мы летом на даче экономили» (семья Вовы В., «Наши домашние обязанности» (семья Кати М., «Финансовая Азбука» (семья Феди Р.)
2 этап – Основной
1-я неделя
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Физкультминутка «Будем денежки считать»
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Трудовая д-ть: «Мы - помощники!» Мытье кукольной посуды.
Д/ и: «Узнай и назови», «Кто, что делает?»
Рассматривание фото альбомов «Моя семья»
Самодеятельная игровая д-ть: н-п/и, с/р, режиссёрские, театральные.
Игровая ситуация: «Доходы семьи Крокодила Гены»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ :
Презентация «Детям о деньгах»
Видеоролик: «Скорая помощь. Врач» (папа Софии К.,
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок» 1серия «Семья»
Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Профессии»
Образовательная ситуация «Как сказочные герои могут заработать?»
Викторина «Загадки и отгадки»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Общение «Откуда в твою семью приходят деньги?»
Чтение и обсуждение С. Михалков «А что у вас?»
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Альбом - раскраска «Все работы хороши!»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Индивидуальное общение по созданию видео роликов «Мой труд очень нужен»
2 –я неделя
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Гимнастика после сна «Строим мы красивый дом»
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Трудовая д-ть: «Мы - помощники!» Стирка кукольного белья.
Д/ и: «Кому что нужно?», лото «Профессии»
Рассматривание фото альбома «Наши мамы на работе»
Самодеятельная игровая д-ть: н-п/и, с/р, режиссёрские, театральные.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ :
Видеоролик: «Дорожное движение. Инспектор» (папа Влада К.)
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок» 4 серия «Профессии в наших семьях»
Интерактивная игра «Маленький покупатель».
Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Финансовая грамота»
Проблемная ситуация «Какой выбор сделаешь ты?»
Мозговой штурм «Экономические задачи»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Общение «Где вы были в выходной?»
Чтение и обсуждение «Для чего руки нужны» Е. Пермяк
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Альбом - раскраска «Инструменты и специальная техника»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Мастер класс по изготовлению семейных книжек – самоделок на тему «Финансовая грамотность»
3 - я неделя
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Игра - имитация «Отгадай профессию»
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Трудовая д-ть: «Мы - помощники!» Ремонт книг.
Д/ и: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки»
Рассматривание фото альбома «Наши папы трудятся»
Самодеятельная игровая д-ть: н-п/и, с/р, режиссёрские.
Игровая ситуация: «Расходы куклы Барби»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ :
Презентация «Потребности»
Видеоролик: «Банк. Менеджер» (мама Софьи Л.)
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок» 2 серия «Слова «хочу» и «надо»
Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Профессии»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение и обсуждение В. Катаев «Цветик – семицветик»
Общение «Что для тебя важнее?»
Рассматривание книжки – самоделки Кати М. ««Наши домашние обязанности»
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Альбом - раскраска «Финансовая грамотность в мудрости народной» (пословицы и поговорки)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Видео консультация «Дети и деньги»
4 – я неделя
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
П/и «Заработай и потрать»
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Трудовая д-ть: «Мы - помощники!» Наведение порядка на прогулочном участке.
Д/ и: «Доходы и расходы», «Что можно купить за деньги, а что нельзя».
Рассматривание фото альбома «Лето маленьких помощников»
Настольный театр «Автомобильный завод»
Самодеятельная игровая д-ть: н-п/и, с/р, режиссёрские.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ :
Виртуальная экскурсия «Автомобильный завод»
Просмотр мультфильма «Богатый бобренок» 10 серия «Бюджет»
Интерактивная игра «Маленький покупатель».
Самостоятельная игровая д-ть с ЛЭП-буком «Финансовая грамота»
Проблемная ситуация «Как скопить на семейный отдых?»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Общение «Зачем бюджет нужен?»
Чтение и обсуждение «Чем пахнут ремёсла?» Д. Родари
Рассматривание книжки – самоделки Вовы В. «Как мы летом на даче экономили»
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Альбом - раскраска «Финансовая грамотность в мудрости народной» (пословицы и поговорки)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Приглашение принять участие в выставке семейных мини-плакатов «Сбережем сегодня, для завтра!»
3этап-Заключительный
Выставка и защита мини плакатов «Сбережем сегодня для завтра!»
Результаты проекта :
• Дети активно и свободно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками.
•Дети имеют представление об основных экономические понятиях и категориях, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
•Выступают инициаторами при организации самостоятельной игровой деятельности, отражают в ней впечатления от наблюдений и совместной деятельности с воспитателями и родителями.
•Знают профессии взрослых, инструменты, технику и материалы.
•Активно включаются в партнерские отношения с взрослыми.
•Осознают ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и их самих.
•Ответственно относятся к просьбам и поручениям взрослых.
•Умеют наблюдать и делать выводы.
•Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.)
•Стараются обоснованно анализировать результат индивидуальной и совместной деятельности, своей и сверстников.
•Родители способны воспитывать в детях правильное нравственное отношение к миру финансов.
4. Методическое обеспечение проекта :
Развивающая предметно – пространственная среда по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ финансовой грамотности у старших дошкольников. В нашей группе мы старались создать РППС в соответствии с ФГОС ДО, учитывая требования к ней:
-содержательно – насыщенная
-трансформируемая
-полифункциональная
-вариативная
-доступная
-безопасная.
В группе представлены :
*Дидактические игры, настольно-печатные игры: «Доходы и расходы», «Семейный бюджет», «Хочу – надо», «Сколько стоит?», «Что смогут купить дети?», «Соверши покупку», «Супермаркет», «Размен денег», «Дорого – дёшево», «Что можно, а что нельзя купить за деньги?», «Все работы хороши», «Что надо для труда», лото «Профессии», «Собери и назови», «Назови и расскажи», «Подбери предмет», «Какие бывают профессии», «Кто здесь работает», «Что лишнее?»
*Кубик Блума «Что значит быть финансово грамотным»
* Лэпбуки: «Финансовая грамотность для детей», «Банк» «Профессии».
*Обучающее пособие «Что такое Экономика»
* Альбомы: «Кем быть», «Народные ремесла».
*Книжки – самоделки: "Откуда у нас берутся деньги?", "Продуктовая корзинка", "Домашние обязанности нашей семьи", "Как мы летом в деревне экономили", «Финансовая азбука».
*Художественная литература по теме.
«Три поросенка», «Серебряное копытце», «Как старик корову продавал», «Муха – Цокотуха», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Золотой ключик», «Чем пахнут ремёсла», «Кем быть».
*Картотека пословиц и поговорок, загадок.
* Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Банк», «Супермаркет», «Автомобильный завод», «Салон красоты», «Больница», «Кафе», «Строительство», «Бюро путешествий», «Автосервис» и др.
*Многофункциональные ширмы, коврики – ограничители пространства.
* Медиатека финансовой направленности:
Мультфильмы - «Золотая антилопа», «Так сойдёт», «Трое из Простоквашино», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Вовка в тридевятом царстве», «Золотой ключик или приключения Буратино»
Презентации - «Детям о деньгах», «Товары и услуги», «Город мастеров», «Потребности»,
*Интерактивная игра «Маленький покупатель».
*Театр бибабо «Профессии», элементы костюмов: по профессиям, героев «экономических» сказок.
*Игры- ходилки «Мой город - Нижний Новгород», «Чему и где я научусь?» «Автозаводский район», «Мончегория» (авторские).
Авторские пособия и д/и
д/и «Доходы и расходы»
Цель: Познакомить с видами доходов и расходов. Расширять знания детей о составляющих семейного бюджета : зарплата, стипендия, пенсия и др. Формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Ход: 1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек виды доходов, затем виды расходов, располагая их на соответствующих пластинах.
2–й вариант. Называют виды доходов и расходов, объясняя откуда и за что они берутся, почему и на что они идут.
Игровое пособие «Банкомат»
Цель: Познакомить с банкоматом, его внешним видом, назначением, способами взаимодействия с ним.
Игровые действия: Дети совершают соответствующие операции с банкоматом в ходе различных сюжетно-ролевых игр.
д/и «Что можно купить за деньги, а что нельзя»
Цель: Формировать представления о нравственных и материальных составляющих окружающего мира.
Игровые действия: 1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек нравственные составляющие, затем материальные, располагая их на соответствующих пластинах.
2–й вариант. Называют о нравственные и материальные составляющие окружающего мира, объясняя их смысл и значение для человека.
Игровое пособие: Модель «Бизнес»
Цель: Формировать представление о понятиях: «экономика», «бизнес». Познакомить с отрослями экономики. Расширить представления детей о финансах в жизни человека, страны, мира. Упражнять в счете. Расширять и активизировать словарь.
Игровые действия: Дети выбирают отрасль экономики, берут кредит в банке, открывают бизнес, получают доход, считают прибыль, возвращают долг, развивают бизнес и тд.
ЛЭП-бук «Финансовая грамотность»
Цель: Знакомить детей с основами финансовой грамотности.
Игровые действия: игры типа «лото», «домино», «четвертый лишний», «разрезные картинки», сюжетные и предметные картинки, загадки, пословицы и поговорки, проблемные ситуации, экономические задачки, фигурки банковских служащих, монеты и банкноты.
Кубик Блума «Маленький финансист»
Цель: Развивать экономическое мышление, связную речь, смекалку, память, воображение.
Игровые действия: по типу игры в «фанты»