Оксана Шатравина
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Донская сторона. Дон-батюшка»
▼ Скачать
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Солнышко» «Донская сторона. Дон-батюшка»
Цели:
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае – и адекватного понимания места человека в нем.
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „Донская сторона, Дон-батюшка“» размещена в разделах
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине
Задачи:
1. Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с эталоном;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношение к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
3. Развивающие:
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Актуальность проблемы: С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза проекта : Реализация данного проекта позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному уголку, родной стране – Родине.
Участники проекта : дети подготовительной группы «Капитошки», воспитатель, родители.
Сроки проведения: 1 месяц.
Подготовительный этап:
Проблема исследования: отсутствие интереса к истокам своей малой Родины, к познанию ее культурных ценностей.
Задачи исследования проблемы:
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Средства реализации проекта : познавательные занятия, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео презентаций «Река Дон», «Донские казаки», «Чудеса Донского края», художественно-творческая деятельность, экскурсия в мини-музей детского сада «Малая Родина», просмотр иллюстраций о жизни донских казаков.
Информационные ресурсы: «Родники Дона» Н. А Платохина, О. Л. Ведмедь,
Аналитический этап: Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций с изображением реки Дон, донских казаков и т. д. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с Донским краем, его главной рекой Дон. Организовать совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обратиться за помощью к родителям, бабушкам.
Основной этап:
План реализации проекта с детьми :
«Познание» :
1.«Люблю тебя - мой край родной»
2. «Знакомство с традициями родного края»
3. «С чего начинается Родина?»
4. «Покров на Дону»
5. «Наш край родной»
«Художественное творчество» :
1. «Дон Тихий»
2. «Музыкальная гостиная»
3. «Конь- верный друг казака»
4. «Донские степи»
5. «Это русская сторонка, это Родина моя»
6. «Рушники донских мастериц»
7. «Путешествие по реке Дон»
8. «Мы на луг ходили, мы лужок лепили…»
9. «С чего начинается Родина?»
10. «Костюм казака»
11. Мастер-класс «Казачья изба – курень!»
12 Просмотрели видео презентации «Дон», «Донские казаки», «Чудеса донской природы», «Ростовская область»
«Экскурсии» : в мини-музей детского сада «Малая Родина»
«Дидактические игры» :
- «Хорошо-плохо» (назвать, что в отношениях людей плохо к реке Дон, а что хорошо)
- «Мозаика» (памятники казаков)
- «Найди отличия» (по картинкам)
«Чтение художественной литературы» : Д. Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый", Н. Скребов "Толстопятые друзья", Н. Костарев "У нас на Дону", Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса"; стихотворение донских поэтов, пословицы и поговорки о казаках.
«Слушание музыкальных произведений» : В. Красноскулов "Донские песни",И. Шишов "Степная симфония", народные донские песни.
«Игры донских казачат» :
Работа с родителями: привлечь родителей к сбору предметов казачьего быта для создания уголка казачьей горницы в мини-музее детского сада «Малая родина»
Презентационный этап:
1. Создание уголка казачьей горницы в мини-музее детского сада № 42 «Рябинушка» «Малая Родина»
2. Презентация детских работ по художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта воспитателем совместно с детьми была проделана огромная работа по ознакомлению с родным – Донским краем. Дети познакомились с происхождением реки Дон, природой и животными донского края, а так же с первыми жителями Донской стороны, познакомились с традициями донского народа, изучили костюмы казаков, произведениями донских писателей и музыкантов, разучили игры донских казачат, просмотрели видео презентации «Дон», «Донские казаки», «Чудеса донской природы», «Ростовская область» для наиболее точного представления о донской стороне, как о родном крае, и многое другое.
Полученные знания ребята закрепляли в игровой деятельности, в художественном творчестве. (лепили, рисовали, создавали коллективные аппликации и коллажи) .
В результате работы дети стали более серьезно относится к Родному краю, его природе и ценностям. Реализация данного проекта способствовала формированию у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.