Марина Самарина
Познавательно-речевое практическое занятие «Наша планета Земля. Песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со свойствами песка.
Программные задачи: - Развивать внимание, связанное с координацией движения;
- Развивать моторику рук.
Оборудование: сухой песок, формочки, песочные часы, воронки, совочки, палочки, стеклянные баночки, емкости с песком, почвой, глиной, белая бумага, клей, цветная бумага.
Литература: 1. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке «С. – Петербург 1998г., Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей.
2. «Как помочь особому ребенку». Книга для педагогов и родителей С. П. Б. «Детство - пресс» 2001г.
Публикация «Познавательно-речевое практическое занятие „Наша планета Земля, Песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
3. «Работа с песочницей» Родина А. М.
Ход занятия:
Дети сидят за столом. Воспитатель предлагает обратить внимание на содержимое пластиковых емкостей 0,5л.
- Как вы думаете, что это? (земля). Правильно дети: - это земля, но каждая земля называется по-своему, обладает своими свойствами. В этой емкости находится глина. Какого она цвета? (Рыжего, красного цвета).
- А в этой емкости находится почва – волшебный слой, обладающий плодородием. Какого она цвета? (черного). Правильно, это почва черная, темная. Черная земля-чернозем.
- А что находится здесь? (песок). Воспитатель: «Правильно, дети! Это песок! Сегодня я вам буду рассказывать про песок, покажу вам опыты с песочком, а вы мне будете помогать.»
Опыт №1 «Песок – это множество песчинок»
- Ребята, что у меня в стаканчике? (песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на бумаге. Чтобы получилась большая горка песка, нужно очень много песчинок.
Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В каком из них «больше», «меньше» песчинок? А в песочнице много песчинок? (да).
Опыт №2 «Сухой песок может сыпаться»
Предложить детям набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (он сыпется). А теперь наблюдаем, как песочек сыпется в песочных часах. (быстро). Далее дети самостоятельно насыпают песок в воронку, наблюдают. Как он сыпется? (быстро).
О чем мы сейчас узнали? (сухой песок сыплется).
Физкультурная минутка
1. Идет веселый человек (дети шагают на месте)
Идет по лестнице наверх
Звенит звонок бим-бам (пальцем задевают кончик носа)
Здравствуйте, ушки, я к вам (аккуратно массируем ушки)
2. Идет веселый человек (дети шагают на месте)
Идет по лестнице наверх
Звенит звонок бим-бам (пальцем задевают кончик носа)
Здравствуйте, плечики, я к вам (поднимают и опускают плечи)
3. Идет веселый человек (дети шагают на месте)
Идет по лестнице наверх
Звенит звонок бим-бам (пальцем задевают кончик носа)
Здравствуйте, ручки, я к вам ( поднимают и опускают руки: вверх, вниз)
4. Идет веселый человек (дети шагают на месте)
Идет по лестнице наверх
Звенит звонок бим-бам (пальцем задевают кончик носа)
Здравствуйте коленочки, я к вам (постукать кулачками по коленкам).
Опыт №3 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? (нет). Давайте намочим сухой песок. А теперь возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (из мокрого).
Опыт №4 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (нет). Воспитатель смачивает песок и перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек (формочек). Теперь получается? (да). Посмотрите, видим каждый пальчик? Почему получились отпечатки? (Потому, что песок намочили). На мокром песке остаются следы, отпечатки.
Физкультурная минутка
Опыт №5 (старшие дети с 5-7 лет)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (ответы выслушать, но не комментировать, дети сами ответят на этот вопрос еще раз после окончания опыта).
Перед каждым ребенком стоит стеклянная банка с сухим песком и соломкой. Песчаная банка – это личная пустыня каждого ребенка. Превращаемся в ветер: не сильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? (сначала появляются «волны»). Если подуть подольше, то песок переместиться из одного места в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только больше, можно встретить в пустыне. Их создает ветер. Называются эти песчаные холмы – барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так с помощью ветра песок путешествует по пустыне.
Сейчас мы еще раз посмотрим на иллюстрацию с изображением пустыни. На барханах, либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверно им что-то не нравится. А что именно, мы сейчас постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) палочку в песок (сухую травку). Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они будут правильно это делать, то со временем песок засыплет все растение. Откапайте его так, чтобы была видна верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не остается, растение упадет.
- Так почему на барханах мало растений?
- А потому, что ветер, то засыпает их песком, то засыпает их песком, то выдувает их и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим. В таких условиях могут выжить самые выносливые растения, но их крайне мало.
- О чем мы сегодня узнали? (ответы детей).
- Сухой песок может сыпаться;
- Мокрый песок принимает любую нужную форму;
- Песок – это множество песчинок.
Воспитатель: «Ребята, а сухим песком можно даже рисовать, я вас научу как это делать».
Воспитатель и дети выполняют коллективную творческую работу «Волшебная пустыня» (Смотри проект «Наша планета Земля» приложение №6).