Людмила Радченко
Познавательно-практический проект в средней группе «Финансовая азбука для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - практический проект в средней группе «Финансовая азбука для малышей»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Робер Кийосаки
Пояснительная записка
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-практический проект в средней группе „Финансовая азбука для малышей“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста- это новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является социальной проблемой технократического мира, мира в котором мы сейчас живем.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир - как результат труда людей.
3. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
4. Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление.
5. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях)
6. Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом, бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.
Участники проекта :
дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет);
воспитатели группы;
родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (январь)
Вид проекта : познавательный, краткосрочный, групповой.
Этапы проекта :
1этап – Организационный: Обучение финансовой грамотности».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Маленькие финансисты»
Ожидаемые результаты
• Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство);. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях,
контролируя свои потребности в соответствии с возрастом.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Перспективное планирование
I неделя «Финансовая азбука»
1Беседа с детьми «Что такое потребности?»
Рассуждения «Что необходимо человеку?»
Познакомить детей с понятиями : «потребности», «товары», «услуги».
(Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.) Учить определять, от чего зависят потребности.
2. Д / И «Давай положим в корзинку». Закрепить у детей представления о товаре.
3. Беседа с детьми «Потребности семьи»
Уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить сформированные представления о
потребностях; научить различать потребности и желания; определить в чём нуждается каждая семья; формировать умение принимать решения сообща, воспитывать взаимопонимание.
Научить выделять главное направление использования денег людьми.
4. Дидактическая игра «Что угодно для души»
Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
Расширять знания о производителях товаров и услуг
Упражнять детей в решении экономических задач.
Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара.
5. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
Способствовать правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
II неделя «Труд».
1. Чтение сказки «Колосок» Раскрыть понятия: труд и лень
2. Беседа «Профессии моих родителей»
Решение проблемной ситуации «Чей труд важнее», «Оцени поступок». Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к труду родителей, людям разных профессий.
3. Рисование «Моя будущая профессия» Содействовать в выборе будущей профессии, формировать художественные навыки.
4. Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Учить детей слушать воспитателя внимательно, понимать содержание прочитанного, развивать у детей интерес к экономическим знаниям, отзывчивость, воспитывать понятие о деньгах, об их значении и умении их потратить.
Рисование в нетрадиционной технике- Фроттаж «Монета для Мухи- Цокотухи».
Закрепить умение наносить штрихи в одном направлении, способствовать воспитанию усидчивости, выдержки
5. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему) Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека
III неделя. «Результаты труда человека. Товар»
1. Беседа «Деньги» Познакомить с понятием «деньги» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций).
2. Дидактическая игра «Нужные покупки»
Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
3. Д/И «Кто что делает?»
Используя картинки или предметы, назвать профессию человека, который изготовил этот предмет.
4. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» Закрепить представления детей откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины
5. Сюжетно- ролевая игра «Магазин игрушек».
Способствовать умению принимать на себя игровую роль, действовать согласно своей роли, вести ролевой диалог. Закрепить и активизировать в речи детей понятия «цена, рубль, монета, купюра, покупка».
IV неделя. «Деньги. Семейный бюджет».
1. Беседа с детьми «Зачем человеку деньги?» Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека.
2. Проведение ООД «История денег»
Просмотр презентации «Как появились деньги» Вызвать интерес детей к теме денег, воспитывать понимание важности дружбы.
Формировать представления об истории возникновения и эволюции денег, их значении в жизни современного человека.
3. Беседа «Бюджет».
Сформировать представление о том, что такое «бюджет», «доход», «расход».
Познавательный маршрут «Банкомат». Задание для родителей: показать работу банкомата.
4. Д/И «Семейные расходы».
Сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения.
5. Проведение ООД «Маленькие финансисты».
Познакомить с названием денег в России, делением денег на купюры и монеты, с названием денег некоторых других стран.
Мероприятия с родителями
1. Создание фото газеты «Наша семья трудится»
Способствовать созданию благоприятных условий в семье для формирования экономического мышления, осознания детьми жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу.
2. Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Повышать уровень педагогической и финансовой культуры родителей. Научить родителей помочь ребенку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам. Приобщить родителей к совместной работе по экономическому воспитанию.
3. Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
.