Лилиана Бушуева
Познавательно-образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Органы чувств. Глаза»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста
Сроки реализации проекта: два месяца
Актуальность проекта. Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: "Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов".
Публикация «Познавательно-образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста „Органы чувств, Глаза“» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Органы чувств человека и их назначение
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Ученый И. М. Сеченов утверждал, что глаз - самый совершенный орган и нет ему равных. Хорошо известно, что даже незначительная потеря зрения может изменить судьбу человека. У. Шекспир полагал, что смерть - меньшее несчастье, чем слепота.
С самого рождения мы познаем мир через глаза. 80-90% информации поступает через органы зрения. Зрение имеет наиважнейшее значение и огромную ценность в нашей жизни. Это отражается во всех сферах: учеба, работа, повседневная жизнь.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания. Глаз - это орган, который пока нельзя воссоздать. Известно, что только в сетчатке имеется 150 млн. клеток. Если они гибнут - их не восстановить, и человек обречен быть слепым.
Знакомство с оздоровительными методиками, владение ими важно для всех детей, но особенно, для тех, чей организм ослаблен, кто страдает врожденными и приобретенными заболеваниями.
Многие люди не задумываются, какое значение имеет орган зрения в их жизни и возможности видеть прекрасный мир, своих родных, друзей, выбирать любую специальность, своим трудом делать людям добро.
У Максимилиана Волошина по этому поводу есть прекрасные стихи:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения и сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.
Цель проекта: Развивать интерес детей к изучению своего организма, формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека и животных.
Задачи проекта. 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о зрении людей и животных.
3. Научить детей элементарным способам сохранения зрения, воспитывать бережное и заботливое отношение к глазам и всему своему организму.
4. Подвести детей к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, воспитывать толерантное отношение к инвалидам.
5. Развивать зрительное восприятие детей.
6. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.
7. Привлечь родителей к поиску информации для детей об органе зрения людей и животных, активизировать их к совместной деятельности.
Объект исследования. Изучение строения и функции глаза – важнейшего органа чувств.
Предмет исследования. Формирование элементарных понятий о строении, функции органа зрения человека, разнообразии строения глаз животных.
Влияние специальных упражнений на развитие и сохранение зрения.
Гипотеза проекта. В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами чувств - не самоцель. Оно лишь средство для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. В частности, если сформировать у детей представления о роли зрения в жизни человека, научить ребенка выполнять зрительную гимнастику, специальные упражнения, научить правилам ухода за глазами, то ребенок будет стремиться сохранять и развивать свое зрение.
Методы исследования.
- изучение литературы;
- экскурсии и наблюдения;
- рассматривание картин и рисунков с изображениями глаз животных;
- беседы;
- дидактические игры и занятия;
- зрительная гимнастика, игровые упражнения;
- тестирование;
- художественное слово.
Основные определения.
Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Глаз (лат. oculus) - сенсорный орган животных и человека, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.
Глазное яблоко (лат. bulbus oculi) - парное образование неправильной шарообразной формы, расположенное в каждой из глазных впадин (орбит) черепа человека.
Радужная оболочка, радужка, ирис (лат. iris)- тонкая подвижная диафрагма глаза у позвоночных с отверстием (зрачком) в центре; расположена за роговицей, между передней и задней камерами глаза, перед хрусталиком. Практически светонепроницаема. Содержит пигментные клетки, от которых зависит цвет радужной оболочки.
Зрачок - отверстие в радужной оболочке, через которое в глаз проникают световые лучи. При ярком свете зрачок сужается, при слабом и в темноте, а также при эмоциональном возбуждении, болевых ощущениях и других раздражениях – расширяется
Веки - кожные складки вокруг глаз у позвоночных животных и человека, служащие для защиты глазного яблока от внешних повреждений, смачивания его слёзной жидкостью, удаления попадающих в глаз посторонних тел.
Ресницы - волоски, растущие по краю глазного века.
Брови - это «дугообразные возвышения кожи над глазницами, покрытые короткими волосами и снабженные особым мускулом, защищают глаза от сильного света и препятствуют стеканию пота на глаза».
Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
Эмоции - это определенные переживания (удовлетворения, радости, страха, злости и т. д., вызванные тем или иным явлением общественной жизни.
Практическая и теоретическая значимость проекта.
- разработка перспективного тематического плана.
- создание картотеки игр, панно, альбома.
- создание картотеки игр по развитию зрительного восприятия.
- создание альбома «Ах, эти чудные глаза!»
- создание картотеки комплексов зрительной гимнастики.
План реализации проекта.
№ Мероприятия Задачи Срок Ожидаемый результат
1. Проведение диагностики Выявить уровень знаний детей об органе зрения Февраль, март Уточнение знаний детей
2. Обзор литературы Изучить литературу по данной проблеме февраль Составление картотеки
3. Беседы Раскрыть значение органа зрения в жизни человека, показать разнообразие органа зрения в животном мире. В течение проекта Оформление альбома «Орган зрения у человека и представителей животного мира».
4. Наблюдения, экскурсии Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное восприятие. В течение проекта Обогащение эмоционального и познавательного опыта дошкольников
5. Занятия Развивать и расширять знания и эмоциональные впечатления в области ознакомления со своим организмом. В течение проекта Обогащение словаря дошкольников посредством новых слов, понятий. Занятие
«Ах, эти чудные глаза!»
6. Дидактические игры и игровые упражнения Развивать зрительное восприятие, зрительную память; организовывать игровые ситуации; формировать нравственные качества. В течение проекта Подбор игр и игровых упражнений для развития зрительного восприятия и памяти.
7. Зрительная гимнастика Помочь детям сохранить и развивать зрение. В течение проекта Составление комплексов зрительной гимнастики
8. Выставки детских работ Учить передавать в рисунке форму глаз, настроение через глаза, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций. В течение проекта Проведение выставки детских рисунков «Мамин портрет», «Папин портрет», «Мой автопортрет» и другие выставки.
9. Самостоятельная деятельность Учить применять в свободной деятельности знания, полученные на занятиях, в играх. В течение проекта Самостоятельная организация дидактических, познавательных игр
10. Экспериментальная деятельность Показать значение органа зрения В течение проекта Организация игр по выявлению значения органа зрения
11. Работа с родителями Привлечь родителей к поиску информации для детей об органе зрения людей и животных, активизировать их к совместной деятельности. В течение проекта Подбор картинок, загадок, стихов, поговорок о глазах.
Выпуск газеты «Глаза. Как их сберечь». Проведение игр,
зрительной гимнастики дома.
12. Создание предметно-развивающей среды Оформить доступную для изучения предметно-развивающую среду Февраль, март Изготовление панно «Органы чувства», «Правила здоровья», «Офтальмотренажер», «Массажные точки»
Предполагаемые продукты деятельности:
1. Разработка конспекта занятия «Ах, эти чудные глаза».(Можно посмотреть в моем блоге)
2. Проведение открытого занятия «Ах, эти чудные глаза».
3. Проведение выставки детских рисунков «Мамин портрет», «Папин портрет».
4. Выпуск газеты для родителей «Глаза. Как их сберечь».
5. Изготовление панно «Органы чувства».
6. Изготовление панно «Правила здоровья».
7. Оформление альбома «Орган зрения у представителей животного мира».
8. Подбор упражнений зрительной гимнастики.
9. Проведение зрительной гимнастики на занятиях, в повседневной жизни.
10. Подбор стихов, загадок, поговорок о глазах.
11. Обогащение предметно-развивающей среды:
«Меткие стрелки» на развитие глазомера, «Офтальмотренажер», «Массажные точки».
Диагностические вопросы по выявлению знаний об органе зрения
(направлены на определение уровня знаний детей об органе зрения до и после изучения темы)
1. Что такое орган зрения и для чего он нужен?
2. Что такое веки и для чего они нужны?
3. Что такое глазное яблоко и для чего оно нужно?
4. Что такое радужная оболочка, чем она отличается у разных людей?
5. Что такое зрачок и для чего он нужен?
6. Что такое ресницы и для чего они нужны?
7. Что такое брови и для чего они нужны?
8. Как уберечь зрение?
Подсчет баллов:
Правильный ответ – 2 балла
Неполный ответ – 1 балл
Нет знаний – 0 баллов
Низкий уровень – от 0 до 5,5 баллов.
Средний уровень - от 6 до 11,5 баллов.
Высокий уровень - от 12 до 16 баллов.
Методика диагностики. Беседа; рассматривание анатомического атласа, иллюстраций, рисунка с изображением глаза; разыгрывание ситуаций: пот бежит по лбу, в глаза попал мусор, пыль; глаза на свету и в темноте; дети в позднее время сидят у телевизора; карточки с изображением здоровой и вредной пищи.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с органом зрения
месяц Тема Цель
Материал
февраль 1. Диагностика Выявить уровень развития знаний у детей об органе зрения. Изображение глаза
Рисунки с недостающей деталью глаза
2. Беседа о глазах человека Развивать интерес детей к своему организму, к органу зрения. Анатомический атлас
3. Сюжетно-ролевая игра «Больница» Расширять знания детей о специальностях врача, в частности окулиста. Таблица для проверки зрения, медицинский халат и другие атрибуты для игры «Больница»
4. Дид/ игра «Что изменилось?» Развивать зрительное восприятие. Изображения геометрических фигур, карточки с буквами, словами, цифрами и т. д.
5. Дид/игра «Найди ошибку» Развивать зрительное восприятие, умение анализировать, исправлять ошибку. Карточки с неправильно нарисованными деталями предметов.
6. Рисование «Моя семья» Выявить умение рисовать фигуру человека, части лица. Формировать желание изображать своих родных. Карандаши, альбомные листы
7. Наблюдения в природе Акцентировать внимание детей, на том, что помогает нам воспринимать окружающий мир, развивать наблюдательность. Участок детского сада, парк
8. Зрительная гимнастика Развивать глазодвигательные мышцы, умение выполнять упражнения по показу и самостоятельно, формировать желание заботиться о своих глазах. Офтальмотренажер, комплексы зрительной гимнастики
9. Массаж глаз Формировать умение находить массажные точки, мягко воздействоать на них, учить способам сохранения и развития зрения. Карточка массажных точек
10. Рисование «Папин портрет»
Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения мужчин, прорисовывать части лица, детали глаза. Акварельные краски, кисточки, альбомные листы, салфетки, баночки с водой.
11. Заучивание стихотворений о глазах Развивать память, отметить содержательность стихов Отпечатанные стихи для заучивания с родителями
март 1. Беседа о глазах животных Расширять знания об органе зрения у животных. Картины с изображением глаз животных
2. Поиск картинок с изображениями глаз человека и животных Задействовать родителей к совместному с детьми поиску материала о глазах человека и животных.
3. Сюжетно-ролевая игра «Больница» Воспитывать уважение к профессии врача, понимать ее важность для каждого из нас. Атрибуты к игре
4. Беседа с детьми о загадках, поговорках и пословицах о глазах Расширять знания детей о народном фольклоре, обратить внимание детей на меткость выражений. Подобранные загадки, пословицы и поговорки о глазах.
5. Беседа об эмоциях. Отметить, что глаза способны передавать настроение человека. Рассмотреть различные выражения эмоций. Пиктограммы, рисунки с изображениями детей с различными эмоциями на лице.
6. Рисование «Мамин портрет» Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения женщин, прорисовывать части лица, детали глаза. Изобразительный материал по желанию детей (фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварельные краски, альбомные листы, салфетки, баночки с водой.
7. Дид/игра «Наложенные изображения» Развивать умение выделять контуры предметов, наложенных друг на друга Картинки с наложенными изображениями.
8. Дид/игра «Зашумленные изображения» Развивать умение выделять контуры предметов за разными линиями. Картинки с перечеркнутыми изображениями
9. Рисование автопортрета. Формировать умение передавать в рисунке собственные черты лица, прорисовывать части лица, детали глаза. Карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомные листы.
9. Занятие «Ах, эти чудные глаза»
Формировать элементарные представления о строении и роли органа зрения. Научить способам сохранения зрения. Формировать интерес к познанию своего организма.
Темная маска для глаз; картины с изображениями глаза человека; очки солнцезащитные и для коррекции зрения, рисунки с геометрическими фигурами; набор мелких предметов; Бумага для рисования, карандаш; пиктограммы.
10. Итоговая диагностика Выявить уровень развития знаний у детей об органе зрения после изучения темы. Изображение глаза
Рисунки с недостающей деталью глаза
Заключение.
В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр, альбом, панно «Органы чувств», «Дерево здоровья», разработан конспект занятия, проведено итоговое занятие «Ах, эти чудные глаза».
Перспектива проекта.
- изучить строение и функции других органов чувств.
- продолжить работу по развитию зрительного восприятия.