Светлана Горбунова
Познавательно-исследовательский проект «Зеленая лаборатория для маленьких исследователей»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательский проект "Зеленая лаборатория для маленьких исследователей"
Актуальность.
В условиях своей работы, педагогический коллектив детского сада убедился, что тема экологического воспитания очень важна. Обучая детей в этом направлении, выявилась одна очень серьезная проблема. Она заключается в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развита. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Такие условия можно создать в помещении детского сада, на участке под открытым небом.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Зеленая лаборатория для маленьких исследователей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Проект “3еленая лаборатория для маленьких исследователей» выстроен по принципу ненавязчивого развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта : 20 месяцев
Цель проекта : Формирование интереса у дошкольников к познавательно - исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных, тепличных условиях, на открытом грунте с применением инновационных методов и технологий.
В рамках проекта предполагается :
• осуществлять исследование воды, воздуха, почвы, света.
• выращивать овощные и цветочные растений, применяя инновационные методы;
• изучать особенности выращивания овощных и цветковых растений;
• научиться отличать здоровые и сильные растения от слабого и «хилого» требующего лечения растения;
• изучать влияние факторов природы на рост и развитие растений;
• ставить опыты;
• развивать познавательно-исследовательскую, агрономическую деятельность, поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, творческих способностях;
• воспитывать чувство коллективизма, уважения к труду, бережное отношение к его результатам, ответственности за общее дело.
• создавать условия для участия родителей в совместной исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для воспитанников:
• Сформированы понятия о жизненно необходимых условиях для растений и их влияние на развитие растений;
• Сформированы умения устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития;
• Сформированы навыки сотрудничества, коллективизма заботливого отношения к растениям, представления о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано;
• Развита познавательно – исследовательская деятельность.
Для педагогов
• Повышение теоретического уровня и профессионализма;
• Внедрение современных форм и методов работы по экологическому воспитанию;
• Личностны и профессиональный рост;
• Самореализация.
Для родителей:
• Повышение уровня экологического сознания;
• Активное участие в реализации проекта.
Методы работы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, вопрос и т. д.);
• практические (опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)
• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)
• игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, загадки и т. д).
Участники проекта :
• дети старшей группы, педагоги, родители - первый год реализации проекта.
• дети старшей и подготовительной групп, педагоги, родители - второй год реализации проекта.
Календарный план реализации проекта (этапы) :
№ п/п Мероприятия Сроки
*Первый год реализации проекта (старшая группа)
Подготовительный этап.
1. «Как рубашка в поле выросла» (родительское собрание, анкетирование, беседы с детьми, диагностика) Январь 2017
2.«Все начинается с семени» (исследование семян, собрание коллекции семян, беседы, опыты) Февраль 2017
Основной этап первого года реализации проекта.
3.«Первые всходы» (посадка семян семейства пасленовые, обустройство мини огородика на окне, ведение дневника наблюдений) Март, апрель 2017
4.«Чудо огород» (обустройство огорода, высадка растений по методу И. М. Маслова, опыт: «Влияние посадочного материала на урожай картофеля» беседы, наблюдение и уход за растениями, ведение дневника наблюдений) Май, июнь 2017
5.«Посадили огород, посмотрите что растет» (сбор первого урожая, видео экскурсия в тепличный комплекс «ТюменьАгро», экскурсии по «ЗЛ», беседы, ведение дневника наблюдений) Июль, август 2017
Заключительный этап первого года реализации проекта.
6.«Урожайный сентябрь» (сбор урожая, выставка поделок из овощей, фотоотчет, оформление газет, анкетирование среди родителей) Сентябрь 2017
7.«Овощи с нашей грядки» (театрализованное представление) Октябрь 2017
8.«Комнатные растения» (изучение комнатных растений, опыты и исследования комнатных растений) Ноябрь, декабрь 2017
*Второй год реализации проекта (подготовительная группа)
Основной этап второго года реализации проекта.
1.«Время исследователей» (опыты и исследования воды, воздуха, почвы и тд, ведение дневника наблюдений, Январь, февраль 2018
2.«Волшебное семя» (обустройство мини цветника в помещении, беседы о цветах, исследование цветочных семян, посадка семян, ведение дневников наблюдений)
Март, апрель 2018
3.«Цветочный переполох» (высадка цветочной рассады, смешанные посадки овощей и цветов, уход за растениями, наблюдение за цветами, ведение дневников наблюдения, театрализованное представление, декоративное оформление цветника. Май, июнь 2018
Заключительный этап второго года реализации проекта
4.«Путешествие в Цветочную страну» (уход за растениями, наблюдение за цветами, издание фотоальбома, газет, коллажей; ведение дневников наблюдения, выставка цветов, оформление букетов, экскурсии по цветнику) Июль, август 2018
* Примечание:
Первый год реализации проекта участники январь 2017 г по декабрь 2017 г.
-воспитанники старшей группы выращивают овощные культуры.
Второй год реализации проекта с января 2018 г по август 2018 г.
- воспитанники подготовительной группы (бывшие старшие) выращивают цветковые культуры.
- воспитанники старшей группы (бывшие средние) вступают в проект и выращивают овощные культуры.
Таким образом, проект можно реализовывать бесконечно.
Приложение№1
"Зеленая лаборатория для маленьких исследователей" на территории детского сада.