Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Вода — источник жизни»

NataliaGavrilova
Познавательно-исследовательский проект «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ильинский детский сад

Нижегородская область, Сеченовский район, с. Ильинка, ул. Школьная,д№7

Познавательно - исследовательский проект

«Вода - источник жизни!»

«О воде надо помнить с большой буквы, так как она не только необходима для жизни, она сама жизнь». (Экзюпери)

Подготовила: Воспитатель 1категории - Гаврилова Н. В

с. Ильинка. 2024г.

Содержание:

1. Введение --- с. 3-8

2. Основная часть

-Беседа «Почему нужно беречь воду?» ---– с. 8-14

-Викторина о воде ---– с. 14-18

-Стихи о воде ---– с. 19-27

-Конспект О. Д. «Вода и её свойства» ---– с. 27-32

-Конспект О. Д. «Вода, какая она» ---– с. 32-35

-Конспект О. Д. «Путешествие с Капелькой» ---– с. 35-37

-Картотека пальчиковых игр с водой ---– с. 37-41

-Конспект О. Д. по рисованию «Круговорот воды в природе» ---– с. 41-43

-Беседа «Подводный мир» --- с. 43-51

-Конспект О. Д. по пластилинографии «Удивительный подводный мир» с. 51-55

-Конспект О. Д. Оригами «Рыбка» ---– с. 56-58

-Анкета для родителей «Умеем ли мы экономить воду?» ---– с. 58-60

-Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?»на тему «Вода -это жизнь!» с. 60-68

3. Заключительная часть

Список литературы --- с. 68

Тема проекта: «Вода – источник жизни»

Тип проекта: Познавательно - исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети старших под. групп, родители, воспитатели.

Продолжительность: среднесрочный (7 недель)

1. Актуальность проекта:

В старшем дошкольном возрасте дети активно знакомятся с объектами и явлениями окружающего мира, что позволяет закладывать основы естественно-научных представлений, которые будут развиваться в дальнейшем обучении. В рамках педагогической деятельности в детском саду дошкольники знакомятся со свойствами живой и неживой природы, узнают свойства основных природных ресурсов – воды, воздуха, почвы.

Для эффективного усвоения дошкольниками новых знаний и развития их познавательных способностей целесообразно не просто сообщать им информацию о природных объектах, но привлекать их к самостоятельной деятельности. Использование проектов позволяет вовлечь детей в активный процесс познания: вместо того, чтобы просто слушать объяснения взрослого, дети сами собирают информацию, проводят эксперименты, наблюдают за различными процессами и делают выводы. Такой интерактивный подход делает обучение более увлекательным и запоминающимся.

Проект «Вода- это жизнь!» позволяет дошкольникам по-новому взглянуть на привычные вещи. В обычной жизни дети уже сталкивались с представлениями о воде – например, видели изменение агрегатного состояния при замерзании или кипении воды, видели способность воды течь и изменять свою форму, знают, какая вода на вкус, цвет и запах и т. д. Однако без специально организованной деятельности дошкольники воспринимают эти знания как само собой разумеющееся (с опорой на свой прошлый опыт) и не формулируют конкретные выводы. При проведении экспериментов, подтверждающих эти знания, дети заново открывают для себя естественнонаучные представления и запоминают их в качестве фактов об окружающем мире, необходимых в том числе для

дальнейшего изучения наук в школе. Кроме того, дети узнают о значении воды для объектов живой природы, учатся экологично и разумно относиться к воде, а также развивают наблюдательность, логическое мышление, любознательность.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода — это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода — это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство.

По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».

2. Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода - источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи:

- Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.

- Познакомить с круговоротом воды в природе.

- Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.

- Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

- Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.

- Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Постановка проблемы: Жизнь на земле без воды невозможна. Сможем ли мы прожить без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду и почему?

Гипотеза: «Если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле»

Объект исследования: вода и её различные состояния.

3. Методы реализации

Для осуществления проекта «Вода - это жизнь!» используются следующие методы работы:

• опыты и эксперименты с водой, направленные на изучение ее свойств и особенностей;

• наблюдения за водой во время занятий, игр и в повседневной жизни;

• беседы о воде, ее значении для человека и природы в целом;

• чтение художественной литературы на тему воды, водной среды обитания для растений и животных;

• просмотр презентаций о воде;

• творческая деятельность для создания материальных объектов на тему воды и водных обитателей;

• организация тематического мероприятия.

4. Этапы реализации

I. Подготовительный

На данном этапе происходит определение темы и ее актуальности, выявление заинтересованности предполагаемых участников, определение цели и задач проекта, определение формы итогового продукта. Подбор и изучение источников информации, выработка плана мероприятий, оповещение участников проекта, разработка проекта огорода, подготовка необходимых материалов и инвентаря. Также в ходе подготовительного этапа осуществляется формирование у детей интереса к теме проекта, выявление первоначальных сведений, имеющихся у детей и обобщение основных представлений, сформированных в рамках повседневного контакта детей с водой.

II. Практический

Основная часть проекта представляет собой собственно мероприятия, направленные на формирование новых представлений о воде, ее особенностях и свойствах:

- проведение экспериментов, устанавливающих свойства воды (сравнение агрегатных состояний воды, исследование взаимодействия воды с другими веществами, наблюдение за влиянием воды на растения и особенностями проникновения воды в стебли растений и др.) – например, эксперименты с замерзанием и испарением воды, окрашиванием воды красками и окрашиванием цветной водой листов бумаги и листьев растений, с растворением в воде соли, сахара и не растворением в воде песка и глины, с поливом растений водой и др. ;

Встреча с работниками Д. К. для участия в познавательном мероприятии на тему «Вода в природе» и просмотр презентации «Волшебница вода» .

Творческая деятельность по составлению уголка «Морское дно»;

Изготовление Лэпбука «Вода - это жизнь!»

Изготовление альбома «Что мы знаем о воде?

Изготовление дидактической игры «Предметы тонут ли не тонут?»

Картотека «Опыты и эксперименты с водой»

Подготовка презентации «Вода– волшебница!»

III. Заключительный

Итоговая часть состоит в проведении заключительного мероприятия – досуга с участием родителей Интеллектуальная игра:Что? Где? Когда?«Что мы знаем о воде» для обобщения и закрепления полученной информации и новых знаний о воде, а также для демонстрации продуктов проекта. В рамках заключительного этапа также происходит анализ полученных результатов, то есть подведение итогов проекта, оценка его эффективности, обобщение и подготовка отчетов и фотоматериалов.

Благодаря широким возможностям проекта в нем могут сочетаться различные методы и формы работы: игры, эксперименты, выступления, творческая работа, чтение книг, беседы, просмотр видео и многое другое. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и поддерживать детский интерес на протяжении всего проекта.

Усиление образовательного эффекта от использования проекта заключается в привлечении родителей к участию в нем. Родители не только приглашались на итоговое мероприятие, но и были предварительно ознакомлены с тематикой, целью и задачами его проведения : осуществляли совместные наблюдения за расходованием воды дома, помогали в выполнении детьми творческих работ и в сборе необходимой информации.

Таким образом, проект «Вода - это жизнь!», в рамках которого дети проводят эксперименты и наблюдения за водой, собирают и анализируют информацию о воде и водных обитателях, взаимодействуют с родителями для расширения своих представлений о воде, помогает детям лучше понять окружающий мир и учит их ценить природные ресурсы, а форма проектной деятельности позволяет достичь хороших результатов осуществления педагогической работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Планирование этапов проекта. Направленность: содержание

Беседы, рассказы:«Почему нужно беречь воду»,«Обитатели подводного мира»

Познавательная деятельность

Эксперименты, опыты: «Вода – это жидкость», «Вода не имеет формы», «Вода без цвета, без вкуса», «Может ли вода изменить свой цвет?», «Может ли вода изменить свой вкус?», «Вода не имеет запаха», «Может ли вода изменить свой запах?», «Цветные льдинки», «Замерзание жидкостей», «Изменение объёма жидкости», «Вода двигает камни», «Круговорот воды», «Свойства воды», «Агрегатные состояния воды», «Фильтрование воды».

Занятия «Опыты с водой», «Кому нужна вода?», «Вода. Ее свойства и состояния», «Вода нужна всем», «У растения внутри есть вода», «Поможем воде стать чистой»,

Художественная деятельность

Оригами:«Рыбка»

Коллективная работа: «Морское дно»

Рисование: «Круговорот воды в природе»

Пластилинография : «Подводный мир»

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Ручеек», «Караси и щука»

Дидактические игры: «На воде и под водой»,«Небо. Земля. Вода», «Разрезные картинки», «Разгадывание загадок»

Чтение худ. литературы: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Сказки о морях и океанах», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

План работы с родителями:

1.

Подготовка информации для родителей:

Папка -передвижка:«Исследуем и экспериментируем вместе с детьми», консультация «Закаливание детей дома».

2. Изготовление буклета «Берегите воду - люди!»

3. Анкета для родителей «Умеем ли мы экономить воду?»

5. Подготовка выставки совместных работ детей и родителей «Вода нужна всем!»

Список используемой литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012

4. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

7. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014г.

8. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Конспект НОД по экологии «Вода — источник жизни» Конспект НОД по экологии «Вода – источник жизни» (воспитатель Федякова Л. И., детский сад №329, Г. Екатеринбург). Цель: Совершенствовать знания.

Лэпбук «Вода — источник жизни»Лэпбук «Вода — источник жизни» Данное пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: формирование знаний детей о воде, её свойствах, способах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Вода — источник жизни»
Опубликовано: 8 января 2025 в 12:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Вода — источник жизни»» (включая файлы) размещена пользователем NataliaGavrilova (УИ 3495601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД