Ольга Зенк
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «На краю травинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта - творческий, познавательно - исследовательский.
Вид проекта: средне-срочный, групповой
Участники проекта - дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта – 01.07.2019г. – 30.07.2019г.
Актуальность: Замечательное время года - лето, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе „На краю травинки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные.
Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Активация мыслительной поисковой деятельности детей.
2. Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним.
3. Расширять знания об окружающем мире, о пользе насекомых в природе.
4. Развитие творческих и исследовательских способностей детей.
Для воспитателя:
1. Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
2. Стимулировать творческую активность детей.
3. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Для родителей:
1. Привлекать родителей к совместным наблюдениям с детьми.
2. Побуждать выражать своё эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность.
Ожидаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, пчела);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Этапы осуществления проекта
I этап - подготовительный:
- изучение и подбор материала; разработка структуры проекта.
- составление тематического планирования мероприятий;
- подбор дидактических, подвижных и хороводных игр;
- обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II этап – основной:
1. Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением насекомых, беседа по содержанию. Цель: расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, их строении, способах передвижения;
воспитывать бережное отношение к живому.
2. Дидактическая игра «Сложи бабочку» Цель: упражнять детей в умении выкладывать изображение бабочки из геометрических фигур, методом наложения; закрепить названия геометр фигур.
3. Повторение потешки-заклички «Божья коровка». Цель: развивать память, речь
4. Дидактическая игра «Кому что нужно» - познакомить с основными характеристиками насекомых.
5. Музыкальная игра «Бабочки». Цель: упражнять детей в умении выполнять движения соответствующие словам песни, развивать двигательную активность, артистизм.
6. Просмотр м/ф «Муха Цокотуха». Цель: закреплять знания детей о мире насекомых посредством просмотра мультфильма, развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки.
7. Дидактическая игра "Парные картинки - насекомые" Цель: развивать зрительную память, наблюдательность, умение распределять внимание и находить одинаковые изображения насекомых.
8. Рисование «Бабочки на полянке» Цель: учить детей рисовать крылышки бабочки отпечатками пальчиков.
9. Рассматривание плаката «Насекомые». Цель: продолжать расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых, закрепить их названия.
10. Конструктивная деятельность «Домики для жучков» Цель: формировать у детей интерес к созданию построек из строительного материала, развивать воображение, логическое мышление; воспитывать сочувствие к насекомым, вызвать желание им помочь.
11. Лепка «Вот, цветок ромашка, в ней живет букашка» Цель: продолжать учить детей конструктивному способу лепки из пластилина, закрепить приемы лепки.
12. Дидактическая игра «Расскажи, кто что делает?» Цель: закрепить названия насекомых, называть основные признаки насекомых (кто летает, кто ползает, кто кусается, развивать моторику рук.
13. Рисование «Проведи муравьев к муравейнику» Цель: совершенствовать навыки рисования прямых линий в заданном направлении.
14. Дидактическая игра «Расставь ульи» Цель: формировать представления о цвете, форме, величине; воспитывать интерес к насекомым.
15. Просмотр м/ф «Лунтик и его друзья». Цель: продолжать расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому.
16. Разучивание пальчик. упражнения «Насекомые». Цель: развивать память, речь, мелкую моторику рук.
17. Ручной труд «Гусеничка» Цель: учить обрывать и скатывать кусочки салфетки в комочки; наклеивать комочки друг к другу; развивать творческие способности, воспитывать положительное отношение к насекомым.
18. Рисование «Бабочки» Цель: познакомить детей с новой техникой рисования - печать ладошкой, вызвать интерес к творческой работе
19. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на луг» Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми; учить обыгрывать различные действия, подбирать предметы-заместители.
20. Упражнения по ФИЗО: «Кузнечики на лугу» - упражнять детей в умении прыгать на двух ногах, с продвижением вперед.
«Поймай комара» - развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).
21. Подвижная игра «Жуки и комарики» - упражнять в беге по сигналу воспитателя; в произношении звуков «ж-ж-ж» и «з-з-з».
22. Наблюдения за насекомыми на прогулке. Цель: способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, учить бережно относиться ко всему живому.
23.«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья. Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.
Для родителей:
- рекомендовать родителям совместные наблюдениям с детьми за насекомыми;
- подобрать детские книги (рассказы, сказки, загадки) о насекомых или картинки с их изображением;
- предложить поучаствовать в выставке работ на тему «Насекомые» (совместные работы с детьми)
- рекомендовать родителям разучить с детьми потешку-закличку «Божья коровка улети на небо», пальчиковое упражнение «Насекомые».
III этап – заключительный: проведение развлечения на прогулке «На полянке»
В ходе реализации проекта «На краю травинки» предполагаемые результаты были достигнуты:
- познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
- у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания;
- дети готовы охранять и защищать насекомых.
- пополнился словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
Используемая литература
1. Т. В. Гулидова «Проектная деятельность в детском саду» Изд. «Учитель» 2012г.
2. Л. Н. Калмыкова «Картотека пальчиковых игр» Изд. «Учитель» 2014г.
3. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез,
4. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с. : ил.
5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
6. Интернет-ресурсы : сайт «МААМ. РУ»