Яна Спиридонова
Познавательно-исследовательский проект «С зубной щеткой дружим, доктор нам не нужен»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧДОУ детский сад "Панда"
Познавательно – исследовательский проект
«С зубной щеткой дружим, доктор нам не нужен»
Спиридонова Яна Разифовна (воспитатель)
2022
Паспорт проекта
По количеству участников: коллективный
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный: 1 неделя
Заявитель: дети средней группы
1. Структура проекта
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „С зубной щеткой дружим, доктор нам не нужен“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Зубная щетка. Все о зубной щетке для детей
- Зубы, уход за зубами. Проекты
- Зубы. Все о зубах для детей
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Проблема: У многих детей из нашей группы проблемы с зубами и они не хотят ухаживать за полостью рта. А главный показатель заботы человека о своем здоровье - здоровые зубы. Здоровье зубов требует регулярного ухода и бережного отношения.
Зубы вырастают два раза в жизни, и если не заботится о них должным образом, можно потерять значительную их частью не достигнув преклонного возраста. Ведь каждому известно, что без зубов нельзя вести полноценную жизнь.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 92% людей во всем мире не правильно чистят зубы, а это значит, что взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям и другим факторам.
Актуальность темы:
Актуальность проекта определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний. Разрабатывая проект, учитывались особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в частности, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье. Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие
детского сада и семьи.
Проблема Цель
Слабо сформированы представления о развитии гигиенических навыков ухода за зубами детей. Формировать у детей представление о здоровье зубов.
Причины Задачи
Не достаточно материалов;
Не приятный запах из-за рта;
Частое посещение детей к стоматологу;
Не имеется привычка полоскать рот после приема пищи.
1. Формировать у детей представление о здоровье зубов.
2. Развивать основные навыки личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания;
3. Стимулировать родителей отказаться от покупки вредных продуктов (чипсы, кола, сухарики и др.) для своих детей.
4. Приучать детей следить за своими зубами и осознавать ответственность за свое здоровье.
5. Обучать воспитанников культурно-гигиеническим навыкам, учить правильно, использовать предметы личной гигиены (путем обыгрывания ситуаций, инсценировок и проведения бесед).
Учитывая, всю серьезность вопроса профилактики кариеса совместно с детьми и родителями разработан и реализован проект «С зубной щеткой дружим, доктор нам не нужен» с целью узнать, почему болят зубы?
Что мы знаем? Дети средней группы знают, что необходимо чистить зубы. Однако зубы могут заболеть от (после) …
Ответы детей:
Катя: Зубы могут заболеть, если кушать много конфет.
Саша: Если дети не чистят зубы.
Лиза: Зубы выпадут, если грызть орехи.
Что мы хотим узнать? Что необходимо делать, чтобы зубы не болели? (Не просто чисть, а правильно чистить.
Какие продукты провоцируют заболевания зубов?
Что нельзя делать зубами? (раскусывать орехи, грызть игрушки.)
Какие продукты помогают поддерживать здоровье зубов? (морковь, яблоки)
Какие витамины нужны для зубов? и др.)
С помощью чего узнаем новое? Художественная литература (стихи, сказки, пословицы, поговорки и загадки)
Наблюдения за деятельностью детей в разных видах деятельности
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры:
Рекомендации родителям
Сюжетно-ролевые игры:
Презентации
ООД
2. Этапы проекта
Организационный
Цель: прививать привычку заботиться о зубах.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о здоровье зубов.
2. Развивать основные навыки личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания;
3. Стимулировать родителей отказаться от покупки вредных продуктов (чипсы, кола, сухарики и др.) для своих детей.
4. Приучать детей следить за своими зубами и осознавать ответственность за свое здоровье.
5. Обучать воспитанников культурно-гигиеническим навыкам, учить правильно, использовать предметы личной гигиены (путем обыгрывания ситуаций, инсценировок и проведения бесед).
На первом этапе было проведено анкетирование среди родителей (Приложение 1).
В результате анкетирования родителей выяснилось, что среди опрошенных 25 семей покупают детям вредные лакомства 0 (0%), посещают стоматолога два раза в год 12 (48%); у детей проблемы с зубами 11 (44%). Причины называют различные.
Часто покупают (чипсы, колу, чупа-чупс, сухарики) 0 (0%, редко покупают (чипсы, колу, чупа-чупс, сухарики) 8 (32%, не покупают (чипсы, колу, чупа-чупс, сухарики) 17(68%). Данные результаты говорят о том, что родители понимают влияние вредных продуктов на здоровье зубов детей и готовы не покупать такие лакомства детям.
Планирование деятельности
а) Педагог – изготовление пособий для проекта; подборка иллюстраций, фотографий; набор игр и упражнений; знакомство с методической литературой по теме проекта.
б) Дети – разучивание игр, стихов, участие в продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
в) Родители – поиск информации, работа по созданию развивающей среды группы, изготовление с детьми газет, листков и т. д.
Заключительный
Проведенный опрос детей группы как сохранить здоровые зубки, показал, что дети средней группы №5 «Медвежата» знают о полезных и вредных продуктах для зубов, и имеют представления о способах сохранения своего здоровья. (Приложение №2) Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о здоровых зубках, о пользе здорового питания, побудило родителей задуматься о том, какие продукты они покупают своим детям и о здоровье детей в целом.
Результат Продукт
Результаты викторины
Анкетирование родителей
Результаты наблюдения Фотогазета
Альбом
Книжки-малышки
Развлечение «Королевство зубной щетки»
2. Беседа «Полезные и вредные продукты»
Цель: закрепить у детей знания о пользе молочных и овощных продуктов, вреде сладостей.
3. Вечер загадок «Красивая улыбка»
Цель: развивать знания по уходу за зубами.
4. Развлечении
«Путешествие к Королеве Зубной Щётке»
Цель: способствовать становлению ценностей здорового образа жизни; формировать потребность в реализации навыков гигиены и культуры
5. Театр «У
волчонка зуб заныл…»
Цель: учить детей осознанно относиться к здоровью зубов; формировать умение воплощать сюжет через театр.
6. Дидактическая игра «Хорошо и плохо»
Цель: знакомить детей с правилами ухода за зубами; дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены; научить технике чистки зубов.
7. Сюжетно-
ролевые игры: «На прием к стоматологу»
Цель: расширять и уточнять знания о враче-стоматологе; формировать доверие к врачу-стоматологу.
7. Художественная литература: К. Чуковский «Мойдодыр»; П. Прядко «Доктор маме говорил…»; Джулия Рум «Чистим зубки каждый день»; Н. Зубарева «Крокодил не чистит зубы»; Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; М. Шкурина «Сказка про маленький, но вредный Кариес»
Чтение худ. лит-ры с обсуждением прочитанного. 1. Изготовление плакатов, о том, как сохранить зубки здоровыми, а улыбку сверкающей.
2. Оформление плакатов «Этот зубик весёлый», «Этот зубик грустный»
3. Выставка детско-родит. рисунков «Здоровые зубы – всякому любы»
1. Альбомы для рассматривания «Я улыбку сохраню»
2. Конструирование из бумаги «Вылечим больной зубик»
3. Рисование «Больной зубик – грустит»
План реализации проекта
В ходе работы использовались различные виды деятельности: проведено анкетирование среди родителей с целью выявления их отношения к правильному детскому питанию, и знают ли они про полезные продукты для детских зубов; оформлена консультация «Что нужно знать родителям о детских зубках» (Приложение №3); размещена на сайте в рубрике «Родителям на заметку» консультация «Интересные факты для детей про зубы» (Приложение №4); изготовлена папка-передвижка «Уход за зубами в дошкольном возрасте» (Приложение №5, где собраны пословицы, поговорки и стихи о полезных для зубов продуктах и о пользе чистить и полоскать зубки после приема пищи.
В специально организованных беседах с детьми, рассказывалась о полезных и вредных продуктах; о пользе чистить зубки два раза (утром и вечером); о заболевании «кариес», и о том, как можно его избежать; рассматривали с детьми плакаты; читали стихи, рассказы; смотрели мультфильм «Королева Зубная щетка», из которого дети узнали о том, как плохо быть «неряхой», усвоили последовательность гигиенических норм, элементы самообслуживания.
Сопоставляя разные гипотезы, дети пришли к такому выводу, оказывается самые вкусные продукты, самые вредные для здоровья.
В ходе работы над проектом читали детям художественную литературу о здоровых зубах, здоровом питании: К. Чуковский «Мойдодыр» (дети учатся быть аккуратными, чистоплотными, умываться и чистить зубы «по утрам и вечерам», в интересной стихотворной форме автор доносит до детей то, что соблюдать культурно-гигиенические навыки — хорошо, а «нечистым трубочистам» - «стыд и срам»); П. Прядко «Доктор маме говорил…»; Джулия Рум «Чистим зубки каждый день»; Н. Зубарева «Крокодил не чистит зубы»; Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; М. Шкурина «Сказка про маленький, но вредный Кариес» и др.
Вместе с детьми обсуждали эти сказки, заучивали стихи, пословицы и поговорки (Приложение №6). На фланелеграфе показывали сказку о зубной щетке. Дети самостоятельно обыгрывали ситуацию «У волчонка зуб заныл…» Дети наклеивали иллюстрации на ватман, создавали плакаты «Этот зубик грустный» и «Этот зубик весёлый», работали в подгруппах, затем презентовали свою совместную работу, что помогло им глубже осознать пользу и вред продуктов питания, и их влияние на зубы; работа в подгруппах, взаимодействие со сверстниками, а затем презентация совместного продукта, помогли малышам само регулировать собственные действия.
Для организации самостоятельной игровой деятельности была распечатана и составлена дидактическая игра «Хорошо и плохо», закрепляющая знания о пользе здоровой и вредной пищи.
В процессе художественной деятельности дети совместно с родителями, изготовили плакаты, рисунки, пропагандирующие здоровую пищу. Активное участие в проекте приняли родители : Сашины, Мельник, Бухаровы. Вместе с детьми они изготавливали плакаты, о том, как сохранить зубки здоровыми, а улыбку сверкающей; «Этот зубик весёлый», «Этот зубик грустный»; рисовали рисунки о пользе чистить зубы и о здоровом питании. Варвара с мамой нарисовали и раскрасили плакат «Моё здоровье», Тимофей с мамой наклеили на плакат «Вредные и полезные» продукты, которые напоминают детям, что вредно, а что полезно. Большую помощь оказали родители в сборе иллюстраций. Данные материалы были систематизированы и оформлены в альбом «Я улыбку сохраню». Эти материалы дают возможность показать детям о том, что чистота – залог здоровья и как необходим ежедневный уход за зубами. Таким образом, использование комплекса мероприятий с детьми и родителями воспитанников, обогащение развивающей среды дошкольников материалами о здоровом питании и полезных привычках обеспечивает эффективную работу по данной проблеме, развивает сотрудничество детского сада и семьи и способствует формированию общечеловеческих и семейных ценностей.
На заключительном - этапе проекта была организовано развлечение детей группы «Путешествие к Королеве Зубной Щётке». (Приложение №7)
Таким образом, проект «Пусть всегда будут здоровыми зубки» привлёк внимание родителей нашей группы к проблеме здоровью зубов. Побудил родителей, задуматься о «лакомствах», какие они покупают своим детям (чипсы, сухарики, пепси-кола и др.», серьезно относиться к сбалансированному детскому питанию и здоровью своих детей.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны получить первичное представление о строении зубов, об уходе за ними, о вредных привычках, которые приводят к кариесу.
2. Сформировать простейшие представления о правильном питании и о значении витаминов для роста здоровых зубов.
3. Научить правильно, чистить зубы 2 раза в день, пользоваться зубной нитью, после каждого приема пищи полоскать рот.
4. Иметь желание приобщится к здоровому образу жизни.
5. Родители могут стать активными участниками воспитательно – образовательного процесса.
Продукт проекта
1. Выставка творческих работ «Больной зубик – грустит»
2. Развлечение «Путешествие к Королеве Зубной Щётке»
4. Наблюдения за детьми на начало работы
5. Рефлексия
Для успешного решения цели и задач был использован целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.