Анастасия Кузнецова
Познавательно-исследовательский проект с детьми второй младшей группы «По морям, по волнам»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанники нашей группы ещё только начинают познавать окружающий мир и открывать его тайны. Наша задача - вызвать у ребят интерес к получению этих новых знаний. Как-то раз, во время беседы о животных, мы выяснили, что некоторые из них живут на земле, некоторые – под землёй, а некоторые – в воде. Детей очень заинтересовал подводный мир и его обитатели. И это неудивительно! В глубинах морей и океанов существует свой, ни с чем несравнимый и не похожий на тот, что окружает нас с вами, подводный мир. Этот мир очень красочен, ярок, загадочен, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Кто свободно путешествует по морям и изучает их мир? Это смелые, отважные моряки! А кто в детстве не мечтает стать моряком? Ребят очень привлекает возможность покорять бесконечные пространства на большом корабле, увидеть другие страны, морских обитателей. В этой профессии много интересного, захватывающего. Мы все вместе решили стать моряками, познакомиться с этой необычной профессией, многогранным подводным миром в ходе захватывающего морского путешествия! Так возник проект - «По морям, по волнам».
Темочки:
Паспорт проекта
Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Название: «По морям, по волнам».
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (9.11.2020 – 20.11.2020).
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Проблема: недостаточные знания детей о профессии моряка, подводном мире и его обитателях.
Цель: формирование познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность; обогащение социально - игрового опыта между детьми.
Задачи:
- познакомить детей с профессией - моряк;
- формировать представления детей о жизни моря и его обитателях;
- расширять словарный запас детей, совершенствовать навыки речевого общения;
- учить детей отражать в рисунках, аппликации свои знания, представления; использовать различные способы и средства изображения;
- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре);
- формировать у детей интерес к окружающему миру;
- воспитывать у детей эмоциональное положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное вокруг себя.
Ожидаемый результат:
У детей в ходе реализации данного проекта сформируются необходимые знания о профессии моряка, о подводном мире и его обитателях; проект будет способствовать экологическому воспитанию детей.
У родителей в ходе реализации данного проекта появится стремление поддерживать познавательный интерес детей, использовать активные игровые формы взаимодействия с детьми (в том числе сюжетно-ролевую игру, овладевать приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнерских отношений между детьми и взрослыми, стать активными участниками образовательного процесса.
У воспитателей в ходе реализации данного проекта повышается профессиональная компетентность, совершенствуется умение использовать комплексный метод педагогической поддержки познавательного развития детей.
Этапы проекта:
1. Организационно – подготовительный этап:
- создание развивающей среды в группе;
- подбор методической и художественной литературы;
- разработка плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- проведение занятий, бесед, наблюдений по теме;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная художественная деятельность, изготовление атрибутов для игры;
- самостоятельная творческая работа детей;
- игровая деятельность в рамках проекта.
3. Заключительный этап:
- представление итогов реализуемого проекта;
- презентация проекта.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- консультация по теме: «Профориентация дошкольников – путь к успеху»;
- оформление фотовыставки: «На берегу моря»;
- помощь в организации мини-музея: «Подводный мир»;
- семейный просмотр мультфильма - «В поисках Нэмо».
Продукты проекта:
- аппликация: «Кораблик»;
- пластелинография: «Золотые рыбки»;
- мини-музей: «Подводный мир»;
- фотовыставка: «Вот оно какое море!».
Реализация проекта.
В ходе реализации познавательно-исследовательского, творческого проекта «По морям, по волнам» воспитанники нашей группы окунулись в мир морских профессий, удивительных чудес подводного мира, обитателей морей и океанов.
Ребята погрузились в познавательную деятельность посредством игры, ситуативных тематических бесед, просмотра презентаций: «Моряки - ребята смелые!», «Жизнь в море».
Дети с интересом смотрели мультфильмы (в том числе, дома – совместно с родителями) о морских приключениях, сопереживая героям и открывая для себя новые тайны подводного мира.
Никого не оставило равнодушным чтение детской художественной литературы, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях.
Ребята с удовольствием играли в сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры: «На корабле», «Чья тень?», «Собери дельфина», «Укрась аквариум»; «Найди такую же», «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Море, суша, небо» и другие.
Центром притяжения детей стал мини-музей - «Подводный мир». Ребята с восторгом любовались разнообразными морскими камешками и раковинами, прикладывая их к уху, слушали шум моря.
Свои впечатления дети отразили в продуктивной деятельности: лепили, рисовали, клеили.
Детям и нам, взрослым, очень понравилось наше увлекательное морское путешествие. Ребята с нетерпением ждали каждый новый день, чтобы побывать в роли капитана корабля, узнать, что-то новое об обитателях подводного мира. Мы считаем, что реализация нашего познавательно-исследовательского проекта прошла удачно. Нам удалось заинтересовать, а самое главное - удивить детей. Все получили огромное удовольствие от процесса общения!
Перспективно-тематическое планирование проекта
Социально-коммуникативное развитие воспитанников. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чья тень?», «Собери дельфина», «Укрась аквариум»; «Найди такую же». Строительно-конструктивная игра: «Корабль для капитана». Сюжетно-ролевая игра: «На корабле».
Физическое развитие воспитанников. Пальчиковая гимнастика: «Волны», «Подводная труба», «Рыбка». Игровое физическое упражнение: «Пройди по мостику через ручеек». Подвижные игры: «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Море, суша, небо».
Познавательное развитие воспитанников. Просмотр презентации: «Моряки - ребята смелые!», «Жизнь в море». Просмотр мультфильма: «Кораблик».
Рассматривание иллюстраций по теме проекта. Рассматривание энциклопедий. Рассматривание ракушек, камней. Д/и: «Один -много», «Камушки большие и маленькие», «Засели аквариум».
Речевое развитие воспитанников. Беседы: «Морская профессия»; «Костюм моряка», «Кто в море живёт?». Разучивание стихотворения А. Барто «Кораблик». Загадывание описательных загадок о жителях подводного мира.
Чтение художественной литературы: М. Ю. Лермонтов «Парусник», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение стихотворений Инны Сударевой: «На дне морском». Чтение стихотворений о профессии «моряк».
Художественно-эстетическое развитие воспитанников. Разукрашивание картинок по теме проекта. Аппликация: «Кораблик». Пластелинография: «Золотые рыбки». Лепка: «Морское дно». Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Равель М. «Игра воды».
Использование музыкального сопровождения.