Лариса Потемина
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практический.
По предметно-содержательной области: познавательное развитие, экология, труд.
По количеству участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно-развивающей среды, интернет-ресурсы.
Актуальность.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть для себя что-то новое.
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта : развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
Задачи:
1. формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений.
3. привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.
4. развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
5. воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
6. активизировать речь и обогащать словарь детей.
7. развивать эмоциональную отзывчивость.
8. формировать партнерские отношения между детьми.
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели групп.
Работа с родителями:
1. предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры,
землю, семена для посадки.
2. составление семейного альбома «Что растет у нас в огороде».
Ожидаемые результаты: из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, перец, томаты, петрушку, укроп, салат и цветочную рассаду. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности их строения, научатся правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста, научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы.
1 этап - подготовительный.
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: стихи, загадки, поговорки, рассказы, сказки про овощи.
2 этап – исследовательский.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян, посадка семян и рассады.
3 этап – заключительный.
1. Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Оформление выставки рисунков детей «От семечка к ростку».
3. Проведение конкурса «Угадай название овоща».
4. Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили альбом.
5. Семейный конкурс «Любимое блюдо моей семьи» (из овощей).
Схема осуществления проекта «Огород на подоконнике»
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья», «Консервный завод», «Магазин».
Алгоритмы приготовления блюд «Советы маленькой хозяйке».
Игра-драматизация по сказке «Вершки и корешки»
Социальное развитие: Беседы «Село-городу», «Какие овощи я люблю», «Как мама заготавливала консервы на зиму», «Кот Матроскин варит суп» (использование картинок)
Речь и речевое общение: Творческое рассказывание детей по темам «Как росла горошина», «Как мы помогали маме при уборке урожая».
Словотворчество. Создание альбома «Наш урожай» (рисунки, иллюстрации, стихи детей).
д/и «Закончи предложение», «Слова, что растут в огороде», «Опиши, я отгадаю».
Пальчиковые игры «Фрукты», «Варим мы компот», «В сад идем мы погулять»
Здоровье и физическое развитие: Составление меню для каждой семьи.
Презентация «Любимое блюдо моей семьи» (из овощей).
Физкультминутки «Бабушка кисель варила», «Садовод развел огород».
п/и «Огородники».
День здоровья.
Познавательное развитие :
1. Мир, в котором мы живем: Занятия «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
Классификация (овощи, фрукты, продукты питания).
Рассматривание картин П. Кончаловский «Поднос и овощи», А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзинкой»
2. Природа: Д/и «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «От семечка к плоду», «Где, что зреет?».
Коллаж «Во саду ли, в огороде»
Художественно -эстетическое развитие
1. Художественная литература: Пословицы и поговорки об овощах,
загадки.
Сказки «Вершки и корешки», «Пых», «Колосок», песенка «Мешок», Ю. Тувим «Овощи», стихи А Максакова «Посадила в огороде…», Т. Казырина «А у нас в саду порядок…».
2. ИЗО: Рассматривание картин, иллюстраций по теме «Овощи», «Огород», «Цветник»
Составление натюрмортов из муляжей., икебан, букетов.
Рисование «Ах, натюрморт!», «Мы сажали огород», «Урожай».
Барельеф «Цветы».
Рисование пластилином «Овощи»