Елена Горошилова
Познавательно-исследовательский проект «Есть у нас огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
«Есть у нас огород»
старшая группа
подготовили воспитатели :
Горошилова Елена Панцофиевна
Шлык Елена Викторовна
Актуальность:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний об огородных культурах, на то, как ухаживать за ними, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой. Содержание проекта расширено за счет вовлечения родителей в образовательный процесс.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Есть у нас огород“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Цель
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Задачи:
1. Формировать представления детей об овощах: семенах, способах посадки, ухода за ними.
2. Расширить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе к труду человека.
Проектная идея:
Разбить огород на территории детского сада, привлечь детей к процессу посадки, выращивания, уходу за овощами.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими детскими видами продуктивной деятельности (рисование,лепка,аппликация,художественный труд) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к природе, труду.
План
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь родителей.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Итог проекта – праздник для детей и взрослых.
Прогнозируемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о растениях (овощах). Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними. Знакомство со способами их вегетативного размножения (семенами, клубнями, рассадой). Формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется растение, развивается и плодоносит.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
Сроки реализации проекта: с мая по октябрь 2016г.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
С помощью родителей собрали коллекцию семян.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр: «Парочки-овощи (лото)» «Собери овощи (пазлы)», «Посадил дед», «Найди чьё семечко», «Волшебный мешочек», «Найди по описанию»,» Угадай по вкусу», «Съедобное, несъедобное»
Задачи: Учить детей описывать овощи, отмечая их существенные признаки. Закрепить знания детей об овощах: их названии, форме, цвете, размере, вкусе. Развивать умение детей отличать овощи на ощупь и на вкус. Формировать представление детей о полезных свойствах овощей и использование овощей человеком.
Сделали подборку подвижных игр : «Огородная хороводная»,»Репка «, «Собираем урожай».
Задачи: Развитие подвижной деятельности, закрепление знаний названия овощей.
Художественное творчество: аппликация, лепка, рисование.
Задачи: Закрепление знаний о строении, форме, цвете овощей.
Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Мужик и медведь», украинская народная сказка «Пых»; Носов «Огурцы», Аким «Овощи», В. Сибирцев «Морковная сказка», Л. Богословская «Что такое огород»
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
• Дети под руководством воспитателей посеяли семена моркови, свеклы, огурцов.
• Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом всходов посеянных семян: моркови, свеклы и огурцов.
- наблюдение за ростом корневой системы фасоли и картошки.
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводилась образовательная деятельность в областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммукативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,» Физическое развитие»
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
• Воспитателями с детьми проведена работа по эстетическому воспитанию в области «Художественное эстетическое развитие «
Художественный труд : Есть у нас огород
Аппликация : Урожай овощей
Лепка: Заготовки на зиму
Рисование: Овощи на грядке
Аппликация: Овощной натюрморт
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
• Была организована выставка детских работ.
• Коллектив группы смастерил украшения и оформил зал для создания праздничной атмосферы.
• Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для всех желающих увидеть наш проект праздничное развлечение «Золушка», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в народные игры, посвящённые данной теме. Показали, чему они научились за время проекта.
• Родители поделились летними наблюдениями.
План работы с родителями:
• Провести родительское собрание.
• Предложить родителям собрать коллекцию семян овощей.
• Задание на лето: сделать фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление).
Итоговое мероприятие:
Тема: «Золушка»
Задачи:
Формировать представления детей о зависимости человека на земле от окружающей среды (овощей).
Расширить и уточнить знания детей об овощах, их семенах, их размножении, условиях ухода за ними, использовании их человеком.
Формировать умение детей соблюдать правила в играх эстафетах.
Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.
Совершенствовать монологической формы речи.
Воспитывать чувство товарищества, умение сопереживать, желание помогать.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Посадил дед на огороде», «Зачем нужны овощи», «Самый вкусный овощ», «Самый полезный овощ»,»Вершки и корешки».
Рассматривание иллюстраций: «Овощи», «Урожай на огороде», «Времена года».
Чтение: Русская народная сказка «Мужик и медведь», русская народная сказка «Репка», украинская народная сказка» Пых», В. Сибирцев «Морковная сказка», Л. Богословская «Что такое огород», Носов «Огурцы».
Заучивание: Аким «Овощи».
Дидактические игры: Четвёртый лишний, Чудесный мешочек, Лото – овощи, Угадай по описанию, Скажи по-другому, Магазин овощей.
Подвижные игры: Сажаем картошку, Огородная – хороводная, Репка и мышка.
Материал: Прозрачные пакетики с семенами овощей: морковки, свеклы, огурцов, помидор, перца, фасоли, гороха, картошки, редиски; корзинка; маски овощей: свеклы, моркови, помидора, капусты, огурца, редиски, лука, картошки; две лейки, два ведерка, две детские тяпки, маленькие обручи –лунки, муляжи картошки.
Ход:
Звучит музыка, выходит девочка в костюме и плачет.
Ведущий: Здравствуй девочка!
Девочка: Здравствуйте!
Ведущий: Кто ты и откуда
Девочка: Я из сказки и зовут меня Золушка.
Ведущий: Почему ты плачешь?
Золушка: Во дворце сегодня – бал. Моя мачеха уехала во дворец, а мне задала столько работы, что я и до утра не успею всё сделать. А ведь я так люблю танцевать! Я так хочу на бал!
Ведущий: Не плачь! Мы поможем тебе! Поможем дети!
Дети: Да!
Ведущий: Садись вместе с нами и расскажи, что мачеха наказала тебе сделать.
Золушка: Мачеха приказала посадить овощи. Она ссыпала в корзинку семена овощей, я их разложила по пакетикам. Но как узнать, какого овоща семена в пакетике?
Ведущий: Не переживай, наши дети знают и помогут тебе.
Дидактическая игра» Узнай семена»
Цель: закрепить знание названий овощей, умение различать их семена.
Дети выходят по одному, берут пакетик с семенами, рассматривают и говорят какого овоща семена в пакетике.
Золушка: Ой, спасибо дети, теперь я знаю какие семена нужно взять, чтобы выросла морковка или свекла. А вы знаете, как семена надо сажать?
Дидактическая игра:»Огородники»
Цель: Закрепить знания о способах посадки овощей: посев в грунт, высадка рассады, проращивание семян.
Дети выходят по одному, выбирают пакетик с семенами и рассказывают, как выращивают данный овощ: посевом семян в грунт, предварительным проращиванием семян и посадкой в грунт, выращиванием рассады и высадкой рассады в грунт.
Золушка: Спасибо вам, вы так хорошо все рассказали. А как же мне овощи посадить на огороде?
Подвижная игра эстафета: «Посади овощи»
Цели: Формировать умение детей соблюдать правила в играх эстафетах. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость. Совершенствовать у детей навыки бега. Воспитывать чувство товарищества, умение сопереживать, желание играть в команде и выигрывать.
Ход игры:
Выбирается две команды по шесть человек. Первый ребенок бежит и раскладывает маленькие обручи (лунки). Второй ребенок раскладывает в лунки муляжи картошки. Третий ребенок бежит с лейкой, поливает. Четвертый ребенок рыхлит игрушечной тяпкой. Пятый - собирает картошку в ведерко. Шестой – собирает обручи.
Золушка: Спасибо, вам дети, вы так помогли мне. Мне осталось пойти на огород и собрать овощи для салата и винегрета.
Ведущая: Хорошо, иди Золушка на огород и собирай овощи. Ведь в сказке всё быстро происходит.
Золушка уходит.
Инсценировка:
Идёт Золушка в руках её корзинка и встречает девочку в костюме.
Золушка: Здравствуй! Ты кто!
Девочка: Я румяная свекла! И красива и вкусна. И в салат я, я и в борщ. С собой меня возьмешь?
Золушка: Конечно!
Золушка берёт у девочки свеклу кладёт в корзинку. Идёт дальше.
Золушка: Здравствуй! Ты кто?
Девочка: Я - морковка с длинною косой. Любят, есть меня варёной и сырой. Витамина «А «много у меня! Возьми меня!
Золушка: Конечно, возьму!
Идёт Золушка навстречу ей мальчик.
Золушка: Здравствуй! Как тебя зовут?
Парень: Я – спелый красный помидор, украшенье грядки. Любят взрослые и дети кушанья с томатом.
Взяла Золушка помидор и пошла дальше.
Золушка: Здравствуй! Ты кто?
Девочка: Я – капуста, не простая, а богатая такая. Много платьев у меня. Их ношу всегда, не снимаю никогда. Возьми меня.
Золушка: Конечно, возьму.
Золушка идёт дальше.
Золушка: Здравствуй! Кто ты?
Мальчик: Я - зелёный огурец, молодой удалец. Воду пью, пью и расту, расту. Возьми меня.
Золушка: Конечно.
Идёт Золушка дальше.
Золушка: Здравствуй! Кто ты?
Девочка: Я - редиска. С виду я красавица, а на вкус я горьковата, но зато полезная. Возьмёшь меня?
Золушка: Возьму.
Идёт дальше.
Золушка: Здравствуй! Кто ты?
Мальчик: Я лук! Репчатый и лук зелёный – горькие и едкие, но зато прогонят насморк и простуду вредную. Возьми меня.
Золушка: Возьму.
Идёт дальше.
Золушка: Здравствуй! Кто ты?
Мальчик: Я картофель молодой, живу всё лето под землёй. Осенью меняю дом на подвал или подпол. Возьми меня.
Золушка: Конечно, возьму.
Идёjavascript:addTag('message', '', '')т Золушка дальше.
Золушка: Полную корзинку набрала я овощей. Дети помогите мне, на салат и винегрет овощи разложите!
Дидактическая игра» Салат и винегрет»
Цель: Закрепить умение группировать овощи по заданным признакам: для салата, для винегрета.
Выбираются два ребёнка, которые выбирают овощи: один ребенок выбирает овощи для салата, другой – для винегрета.
Золушка: Вот спасибо дети вам! Выручили меня. Я все дела сделала и теперь могу отправиться на бал. До свидания!
Золушка убегает.
Ведущий: Золушка убежала на бал. Но посмотрите, что это в корзинке лежит.
Ведущий достает из корзинки большой помидор (муляж).
Ведущий: Это Золушка оставила вам волшебный помидор. Посмотрим, что внутри?
Дети: Да.
Ведущий открывает помидор и угощает детей конфетами.
Используемая литерат
ура[/i]
1. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.
2. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.
3. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.
4. Фотографии из личного архива Горошиловой Е. П.