Елена Косарева
Познавательно-исследовательский проект для средней группы «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в ДОУ «Удивительное рядом». Средний дошкольный возраст
Автор проекта : Косарева Елена Александровна.
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели
1. Введение
1.1. Актуальность проекта
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для средней группы „Удивительное рядом“» размещена в разделах
Любовь к Родине начинается в любви к природе. Еще с раннего возраста дети должны увидеть красоту родной природы, осознать ее зависимость от человека, понять, что и человек без природы не сможет прожить. Только в гармонии с миром природы все человечество имеет шанс дальнейшего существования.
Проблема. Наблюдения за детьми во время общения их с миром природы, обнаружила, что дети иногда не видят, почему природа нуждается в нашей помощи и охране, потребительское отношение к природе «Я хочу сорвать цветок потому, что он мне нравится». Очень неприятно осознавать, что и взрослые часто подают неправильный пример детям, загрязняя окружающую среду, срывая полевые и лесные цветы в больших количествах. Взрослые, часто занятые своими бытовыми проблемами, забывают показывать детям красоту природы, слушать прекрасную классическую музыку, которая также способствует гармонии души и тела.
1.2. Цель. Формировать у детей представлений о необходимости созидательного и бережного отношения к объектам природы через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Побуждать детей видеть и понимать красоту природы
2. Способствовать воспитанию экологической культуры поведения.
3. Развивать познавательно-исследовательскую активность у детей при помощи опытов.
4. Привлекать родителей к активному участию в экологическом воспитании детей.
5. Создать условия для расширения у детей представлений о разнообразном мире природы посредством музыки, художественного творчества, театрализованной деятельности, поэзии.
Для педагогов:
1. Создать развивающую предметно-пространственную развивающую среду для формирования представлений о мире природы.
2. Разместить в уголке информацию для родителей с рекомендациями по ознакомлению с природными явлениями, музыкальными и художественными произведениями, с которыми дети знакомятся в определенный период проектной деятельности.
3. Формировать коммуникативные навыки через игровую деятельность.
4. Вызвать у детей интерес к сотворчеству с родителями при создании работ по художественно-творческой деятельности.
Для родителей:
1. Помощь в сборе материалов о мире природы (растениях, животном мире) с использованием информационно-коммуникативных технологий.
2. Изготовление атрибутов, костюмов и декораций для театрализованных игр (пополнение новыми атрибутами)
3. Участие родителей в конкурсах, акциях, волонтерском движении на экологические темы.
1.3. Формы и методы реализации проекта
Формы работы:
1. Экскурсии.
2. Организованно образовательная деятельность.
3. Коллективные творческие дела (КТД).
4. Просмотр презентаций.
5. Мастер-классы.
6. Путешествия по экологической тропе, создание новых видовых точек.
7. Акции.
8. Опытно-экспериментальная деятельность.
9. Игровая деятельность (настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические игры).
10. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
11. Участие в тематических конкурсах.
12. Рассказы воспитателей и родителей.
1.4. Методы:
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, развлечения, наблюдения, моделирование ситуаций.
Наглядные: иллюстрации, фотографии, альбомы, лэпбуки.
Практические: создание развивающей предметно-пространственной развивающей среды, моделирование ситуаций, изобразительная деятельность.
1.5. Предполагаемые результаты проекта :
1. У детей сформируются представления о значении бережного отношения к миру природы.
2. Дети научатся понимать и видеть прекрасное в природе через музыку, художественно-эстетическую деятельность, поэзию.
3. У детей возрастет интерес к объектам природы.
4. Родители станут больше внимание уделять экологическому воспитанию детей, своим примером и активной жизненной позицией покажут, как необходимо жить в мире с природой.
2. Реализация проекта
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный.
Информационный.
1. Информировать родителей о проекте.
2. Привлечь родителей к ознакомлению детей о своих профессиях.
Методический.
1. Подготовка видеофильмов, иллюстраций и презентаций о природе и природных явлениях.
2. Подбор художественной литературы.
3. Подбор тематических игр, стихов, песен.
4. Подготовка экскурсий в парк, лес, на луг, по экологической тропе.
II. Организационный
Создание проблемной ситуации для детей.
- Почему нельзя рвать цветы, ломать деревья, обижать птиц и других животных?
- Что произойдет, если исчезнут растения (птицы, насекомые, цвети?
- Что случится, если все станут бросать мусор на землю?
- Как мы можем помочь природе?
III. Содержательно-практический
ПЛАН
Познавательное развитие
Наблюдение:
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Труд в природе:
Подкормка птиц.
Уборка мусора.
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Как мы семена сажали.
Презентации:
«Дикие животные», «Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Животные и растения Красной книги».
НОД
«Ранняя весна»- ребенок и окружающий мир
«Лук от всех недуг»
Викторина «В гостях у леса»
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Что такое природа», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга», «Домашние животные зимой».
Дидактические игры:
«Домашние животные», «Времена года», «Накорми зверюшку?», «Игры с природным материалом», «Большие и маленькие», «Животные мира»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие
НОД Рассматривание сюжетных картин: «Зимний пейзаж»
Чтение сказок, рассказов, стихотворений:
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Зимовье зверей», «Зимняя сказка»,
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»
Успенский «Птицы»
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О природе.
О диких животных.
О птицах.
О домашних животных.
О деревьях и растениях.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Зимний пейзаж»
Аппликация/ Конструирование: «У Зимнее чудо», «Дикие животные», «Домашние животные», «Черепаха», «Кормушки для птиц».
Лепка: «Животные леса»
Физическое развитие
Подвижные игры
«Лиса и зайцы».
«Эстафета «Удивительные зимние забавы», «Пустое место», «Узнай по голосу» Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»; «Зайка», «Дикие животные», «Снежинки кружатся», «В путь», «Весенний хоровод», «Береза»
Пальчиковые игры:
«Сосульки»; «Медведь в берлоге»; «Пришла весна», «Солнышко», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Список литературных источников:
1. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
2. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
3. Детям о природе» М. В. Лувич
4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.
5. Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996.