Кудзиева Нонна
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы «В гостях у Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации: среднесрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель логопед, родители воспитанников.
Актуальность
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой. Мы- педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о сезонных изменениях осени, создать условия для общения ребенка с миром природы. Учитывая, повышенный интерес детей к происходящим изменениям в природе в осенний период, был разработан проект «В гостях у Осени».
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы „В гостях у Осени“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
• углубить. представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревшие в осенний период;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
• углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
• Пополняет словарный запас;
• развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
• стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
• разнообразит способы сотрудничества;
• развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
• НОД;
• Игровая;
• Чтение художественной литературы;
• Изобразительная;
• Трудовая;
• Конструирование из природных материалов.
Продукты проектной деятельности:
Выставка поделок из природного материала «Осенние мотивы»
Выставка рисунков «Осень разноцветная»
Праздник осени.
Презентация проекта
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
1 этап-подготовительный этап
Мы –воспитатели:
-Познакомили родителей и детей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
- Определили цель и задач проекта;
-Составили перспективный план реализации проекта.
--Разработали конспекты НОД по планируемой теме по всем направлениям развития детей. Подобрали материалы и оборудование, для занятий
-Приобрели дидактические игры, наглядные пособия;
-Также нами были изготовление дидактические игры своими руками
Музыкальным руководителем были подобраны песни, музыкальные игры, танцевальные композиции, связанных с тематикой проекта.
Учителем-логопедом были подобраны занятия по теме проекта, артикуляционные и дыхательные упражнения, пальчиковые игры.
Перспективный план мероприятии по реализации проекта
3 неделя 12.09.2022-16.09.2022
Беседы о осени:
«Изменение природы осенью»
«Краски осени»
Беседа о лесах, деревьях
Растения в лесу.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.
Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.
Наблюдения: за травой; за цветами. Закрепить знания о осенних цветах. Дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет
Дидактические игры: «Времена года», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», Формировать представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе. Развивать внимание, мышление
СРИ: «В лес за грибами» Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.
Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями
Т/и: «Осень спросим» Научить выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
П/и: У медведя во бору, грибы, ягоды беру» Развивать у детей речь, выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения в определённом темпе. Упражнять в беге по определённому направлению с увёртыванием.
Ознакомление с окружающим «Золотая осень». Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Рисование «Краски осени. Осенние листья» Учить передавать образ лиственного дерева посредством красок, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, клен); учить детей композиционно грамотно располагать предметы на листе бумаги.
Развитие речи. Рассказывание на тему «Золотая осень» Помочь усвоить слова, обозначающие предметы, действия, признаки; уточнить и расширить словарь по теме «Деревья осенью»; совершенствовать умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные; развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного характера.
ЧХЛ:
1. Чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
2. Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса»
3. Чтение В. Катаев «Грибы»
4. Заучивание ст. Плещеева «Осень наступила»
1. Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.
2. Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь
3. Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах. Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко.
4. помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания. Развивать выразительность речи, чувство ритма, память
Исследование строения листа с помощью лупы, опыт «Почему лист зеленый». Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности. Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Разучивание песни «Осень». Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях). Овладение способами взаимодействия с окружающими людьми и детьми посредством восприятия музыки.
Оформление выставки рисунков «Осень разноцветная» Раскрытие творческих способностей и воображения детей;
Расширение работы с родителями воспитанников
Лепка «Грибы». Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.
Логопедическое занятие.
Упражнение «Листопад». Выработать длительную, направленную
струю воздуха.
4 неделя 19.09.2022-20.09.2022
Д/и: «Что в корзинку мы берем». «Третий лишний».
«Собери урожай» Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Формирование познавательно-речевой активности детей, развитие зрительного внимания, мышления, памяти.
СРИ: «Супермаркет» Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
П/и: Яблонька» Развивать ритмичность, координацию движений и слова творческое воображение, менять характер движения в соответствии с текстом. Учить четко проговаривать все слова и слоги.
Т/и: Театрализация по песне «Огородная – хороводная» Закрепить представление об урожае овощей; побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизировать под музыку; учить координации движений; дать заряд положительных эмоций. Развитие памяти, внимания, координации движений.
Беседы: «Овощи и фрукты, кладовая здоровья» Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.
Наблюдения: за деревьями; за птицами. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о деревьях, правилах поведения на природе. Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах, о их образе жизни; воспитывать интерес и любовь к пернатым.
Ознакомление с окружающим В саду ли, в огороде (овощи, фрукты)
Продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их; продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов; закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.
Рисование «Яблоня с золотыми яблоками».
Учить детей рисовать развесистые деревья, создавать сказочный образ, изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.
Развитие речи Рассказывание на тему «Что нам осень принесла» Продолжать расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать их по вкусу, цвету, форме; Подвести к пониманию обобщающего слова «овощи», использовать это слово в речи; продолжать знакомить с фольклором;
Упражнять в разгадывании загадок; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества,
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Закреплять умение различать овощи; продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Определи на вкус», «Определи по запаху» Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека.
ЧХЛ:
1. Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь»
2. Чтение руской народной сказки «Вершки и корешки»
3. Чтение В. Сутеев «Мешок яблок»
4. Заучивание ст. К. Л. Хетагурова «Осень» 1. Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей
2. Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей.
3. Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка.
4. Развивать выразительность речи, чувство ритма, память
Логопедическое занятие
«Разговоры овощей». Развитие речевого дыхания и голоса
Разучивание песни «Осенний дождик». Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства. Развивать умение определять музыкальное произведение по музыкальному вступлению.
Конкурс поделок из природного материала «Осенние мотивы» Раскрытие творческих способностей и воображения детей;
Расширение работы с родителями воспитанников.
5 неделя 26.30.2022-30.09.2022
Беседы: «Хлеб- всему голова», «Как люди выращивают хлеб». Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.
Наблюдения: за листопадом; за кустарниками. Учить выделять изменения в жизни растений в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах
Д/и: “ Откуда хлеб пришел?” «Что из какой муки испекли». Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
СРИ: «Булочная» Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей о магазине «Булочная», ее социальной значимости.
П / и: Колобок». Цель: Учиться соотносить слова с движениями, эмоционально откликаться на игру, чётко выполнять правила игры.
Т/и: Инсценировка сказки «Колосок» Воспитывать у детей желание выступать. Продолжать учить показывать, выступать перед товарищами.
Ознакомление с окружающим «Хлеб-всему голова» Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Рисование «Колосок» Учить рисовать колосок гуашевой краской, передавая особенности его строения, закрепить навыки рисования с помощью примакивания ворса кисточки. Воспитывать художественный вкус.
Развитие речи Золотая осень-золотой колос. Обогащать речь детей образными словами, выражениями, синонимами.
Развивать речевое внимание, фонематический слух детей. Воспитывать навыки связной речи.
Лепка «Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»». Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа.
ЧХЛ:
1. Рассказывание сказки «Колосок»
2. Литовская сказка. «Как волк вздумал хлеб печь «
3. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» 1. Учить пересказывать сказки. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать память
2. Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира, учить понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей.
3. Учить детей внимательно слушать сказки, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Разучивание песни. Продолжать развивать эмоциональное отношение к музыке, закреплять умение детей определять характер музыки; различать динамические оттенки музыки. Развивать навык восприятия музыки через музыкально-ритмические движения
Праздник осени. Создание радостного и праздничного настроения у детей. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, их признаках, развивать творческую активность; умение рассказывать выразительно стихотворения; упражнять в выполнении танцевальных движений и умении петь.
Логопедическое занятие
1. Упражнение «Грибок». Выработать подъем языка, растягивая подъязычную уздечку (для звука [Р]).
2. Пальчиковая игра «Сколько грядок в огороде?» Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.
2 этап- практический.
Реализация перспективного плана мероприятии по проекту
В процессе реализации данного проекта нами педагогами проводились наблюдения, беседы. Углубляли знания о животном и растительном мире осенью.
ООД по данной теме проводилась по всем направлениям развития детей.
Закрепляли тему проекта с помощью театрализованных сри, дидактических и подвижных игр.
Реализуя проект, дети участвовали в опытно-экспериментальной деятельности: рассматривали листьев под лупой, определяли вкус и запах.
Взаимодействие с семьёй
Тесно сотрудничаем с родителями. Родители дети приняли активное участие в реализации проекта. Была проведена консультация «Как провести с ребёнком осенний день». Также родители были ознакомлены с планом реализации проекта. Принимали активное участие в пополнении развивающей среды дидактическими играми, раскрасками, книгами по теме проекта
В рамках реализации проекта были организованы:
-конкурс поделок из природного материала «Осенние мотивы»;
- выставке рисунков «Осень разноцветная», где родители детей с удовольствием приняли активное участие. У родителей появился интерес к проектной деятельности
3 этап – заключительный
Результативность
В ходе реализации проекта у детей:
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней.
-Расширились знания о сезонных изменениях в природе, происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей и фруктов.
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
- расширился и активизировался словарный запас.
Продукты проектной деятельности.
1. Поделки из природного материала «Осенние мотивы».
2. Рисунки «Осень разноцветная»
Награждение
В заключении проекта победители конкурса «Осенние мотивы»
были награждены грамотами, поощрены участники выставки «Осень разноцветная»
Подведены итоги проекта: презентация проекта на родительском собрании и педсовете; проведение открытого мероприятия «По следам осени»
Список используемой литературы
1. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., МаневцоваЛ. М., Терентьева Е. Ф. ; под ред. МаневцовойЛ. М., СаморуковойП. Г. - С-Пб. : Детство-пресс, 2003.
2. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой. Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7
4. Николаева C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников- Mосква. :Мозайка-Синтез, 2004.
5. Николаева С. Н. -6-е изд. стер. М. : Издательский центр «Академии», 2012 «Методика экологического воспитания дошкольников»
6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр «Академия», 2002.
7. Закон об образовании 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 3-е изд. Испр. М. : Мозайка- СИНТЕЗ, 2009