Наталья Яицкая
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ.
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.
Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес. Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы "как" и "почему". Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский. Работая над темой «Познавательно – исследовательская деятельность» поставила перед собой цель:
- Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:
- Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
-расширять представления детей о свойствах окружающего мира.
- Знакомить с различными свойствами предметов
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде).
- Неживая природа (воздух, вода, почва, песок, глина, камни).
- Физические явления – (магнетизм, звук, вес, электричество, свет).
Структура детского экспериментарования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы.
Методы и приё мы работы: наблюдения, трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристическике беседы, (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)
Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• Внешние (новизна, необычность объекта);
• Тайна, сюрприз;
• Мотив помощи;
• Познавательный мотив (почему так);
• Ситуация выбора.
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.
Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. На начальном этапе проблема ставится нами, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной “Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование может быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Примерная структура занятия-экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2. Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).
2. Совместная деятельность с детьми.
Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилия для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности интересов;
– активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
Опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, беседы. Пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предлагаются картотеки элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, планирую анкетирование родителей. Привлекаю родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Уделяю большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах оборудованы и постоянно оснащаются детские мини-лаборатории, уголки экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования. Дети в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы.
Уголки экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка, способствуют формированию основ научного мировоззрения. Они постоянно пополняется новыми материалами необходимыми для работы в разных возрастных группах в соответствии с возрастом детей и их интересами.
При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий:
- приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала, термометры, бинокли, весы, песочные часы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т. д.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
*Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
• Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
• Проявляют интерес к познавательной литературе;
• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
• Применяют свои знания в жизни.
Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
.
Хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”