марина крылова
«Путешествие по «реке времени». История возникновения почты». Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать
Программное содержание:
Познакомить с историей возникновения почты. Рассказать об эволюции данной коммуникации.
Воспитательная задача:
Воспитывать интерес к данной проблеме. Развивать познавательный интерес детей. Реализация принципов гендерного воспитания.
Коррекционная задача:
Обогащение словаря: гонец, ямщик, «ямской приказ», почтовая служба, рисунок – пиктограмма.
Активизация слов: конверт, индекс, марка, телеграмма, мобильный телефон, интернет, факс.
Глаголы: развозить, разносить, мчаться, передавать.
Оборудование:
Публикация «„Путешествие по „реке времени“, История возникновения почты“, Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Почтальон, почта. Знакомство с профессией
- Почтальон, почта. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
-Макет «река времени»
-Атрибутика по данной теме: листы бумаги, маркеры, колокольчик, конверты, марки, ручки, веревочка с узелками.
-Слайды по древности, старине, наше время.
Предварительная работа:
-Оформление книжного уголка по теме «почта»
-Чтение С. Я Маршака «Почта»
Д. Киплинг «Как было написано первое письмо»
Музыкальный ряд:
-Т. Зарецкая «Солнечный зайчик»
-А. Ермолов «Светит солнышко»
-М. Легран «Токката»
Ход занятия
Под музыку ребята входят в зал.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в очень необычное путешествие. Куда будет наше путешествие, вы можете определить по отрывку из стихотворения С. Я Маршака «Почта» (Ответы детей)
Воспитатель:
- Да, ребята, вы правы. Сегодня мы с вами будем говорить об истории почты, о том, как люди в древности, в старину и в наше время могли передавать сообщения, новости.
- Присаживайтесь на стулья и все внимание на экран. Вначале мы с вами отправимся в древность. (Дети смотрят слайды)
- Представьте, что мы оказались с вами в те времена,когда жили древние люди. Они охотились на мамонтов, жили в пещерах. Они не умели писать, у них не было телефона. Как вы думаете, как же они обменивались сообщениями, новостями? (Ответы детей)
Дети отвечают: посылали гонца с устными сообщениями, была узелковая почта, рисунки-пиктограммы.
Воспитатель предлагает детям встать и подойти к нему.
Воспитатель:
- И вот мы с вами сейчас превратимся в пещерных людей. У нас будет два племени: племя мальчиков и племя девочек. (Воспитатель предлагает каждому племени подойти к своим столам)
Воспитатель:
- У меня два листа и маркеры. Представим, что это выделанная шкура мамонта и уголь для письма. Нарисуйте, пожалуйста, «письмо» друг другу, что сейчас наступила весна. (Дети рисуют письма)
- А теперь выберите самого быстрого гонца своего племени, и он доставит послание. (Под музыку два ребенка оббегают зал и обмениваются посланиями)
- Ребята, давайте посмотрим и прочитаем, что же у нас получилось? (Каждое племя расшифровывает послание)
- Молодцы. Но вы, наверное, заметили, что в расшифровке послания возможны неточности. Да и на пути у гонца встречалось много опасностей.
Воспитатель:
-Присаживайтесь на стулья. И мы отправимся с вами во времена дальние. Наша «река времени» движется дальше. Все внимание на экран. (Дети смотрят слайды)
- Прошло время, когда люди охотились на мамонтов и рисовали послания на стенах пещер и шкурах животных. Появилась письменность.
Люди стали чаще обмениваться сообщениями, писать письма. И в России появилась специальная почтовая служба.
-Кто знает как она называлась? Правильно. «Ямской приказ»
-Как звали работников этой почты?
-И как же они доставляли почту?
-Как вы думаете, каким должен быть ямщик?
-Да, ребята, туда шли работать смелые и сильные люди. Им приходилось преодолевать очень большие расстояния. К упряжкам лошадей были прикреплены колокольчики.
-Кто скажет, для чего?
Воспитатель:
-Ну, как быстры бы не были кони, письма и послания шли долго. Да еще и разбойники поджидали ямщиков по дороге. Поэтому письма не всегда доходили до адресата.
-А сейчас мы поиграем с вами в игру. Она называется «Раз, два, три – колокольчик бери» И я узнаю, кто из вас в старину мог бы работать ямщиком.
Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель:
-Молодцы!
Воспитатель предлагает детям присесть на стулья.
Воспитатель:
-И мы с вами продолжаем путешествие по «реке времени». И оказываемся в другой эпохе, в нашем современном мире. Внимание на экран.
-Ребята, посмотрите, как изменилось время? Появилось много разной техники. Какой? (ответы детей)
-И отправить послание стало намного проще и быстрее. В последнее время появились совсем новые средства связи. Как вы думаете, какие? (ответы детей)
-За считанные секунды мы можем отправить сообщение даже на другой континент. Вы согласны со мной?
Воспитатель:
-Но, мы по-прежнему пишем письма, посылаем телеграммы и открытки к праздникам, ко Дню Рождения. Но везут их уже не ямщики, а… (ответы детей)
-Но чтобы письмо дошло до адресата, что должно быть на конверте? (ответы детей)
-Правильно, ребята! А как вы думаете, для чего нужна марка? (ответы детей)
-А мне, ребята, кажется, что марка – это проездной билет для письма.
-Посмотрите на экран, какие бывают марки. (ребята рассматривают марки, воспитатель комментирует)
Воспитатель:
-Сегодня я предлагаю вам написать письмо маме о том, как вы ее любите. Для этого на столах у вас лежат конверты, на которых мы уже написали с вами ваш домашний адрес. Еще на столах лежат марки, ручки, листочки бумаги. Присаживайтесь за столы.
(дети пишут письма, приклеивают марки, заклеивают конверт. Воспитатель следит за работой)
Воспитатель:
-Молодцы!
-Подойдите ко мне, пожалуйста.
-Я думаю, что наше путешествие прошло интересно. Вы – молодцы!
-Скажите мне, где же мы с вами побывали? Что узнали интересного? Что больше всего понравилось?
-Давайте подойдем к нашей «реке времени» и разместим на ней метки, подходящие к каждой эпохе. (персональное обращение к некоторым детям)
-Как ты думаешь, что мы приклеим в эпоху древности?
-А в эпоху старины? Какую метку надо приклеить?
-А вот и наше время. Какую метку выберем и приклеим на «реку времени»?
-Молодцы!
Воспитатель:
-Теперь наше занятие закончилось. Спасибо нашим гостям. Вы тоже, наверное, многое узнали из истории почты.
Под музыку дети покидают зал.