Екатерина Орлова
Познавательно-исследовательская деятельностью по ознакомлению с природой «Нагревание-охлаждение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Нагревание – охлаждение
Цели. Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельностью по ознакомлению с природой „Нагревание-охлаждение“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Беседа с детьми по домашнему заданию (плавление парафина, охлаждение воды).
Воспитатель. Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал… (твердый). Пятачок хотел выпить этот компот и разморозил его – компот опять стал жидкий, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя – можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показывает картинку.) Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорее прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим? (Согреть.) Правильно, надо согреть молоко, и оно из холодного станет каким? (Теплым.) Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду? (Надо нагреть лед.) Что получится?
(Вода.) Твердый лед превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твердый или жидкий?
(Твердый.) Можно ли твердый сахар сделать жидким?
Педагог выслушивает разные версии, обращает внимание детей на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твердый сахар превратить в жидкость?»
Дети. Нагреть на плитке.
3. Опыт. Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет– превратится ли твердый сахар в жидкий.
Педагог раздает детям кусочки сахара и говорит: «Сахар твердый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть».
Затем сахар плавят таким же образом, как на предыдущем занятии парафин. Можно подержать сахар над пламенем спиртовки – появится капелька (она жидкая, капелька застынет и превратится в твердый сахар.
Воспитатель. Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твердого в жидкий. Твердое становится жидким, жидкое становится твердым!
4. Игра «Твердый – жидкий». Выуже знаете, как можно показать твердый лед – сжать ручки в кулачки и съежиться: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду – «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лед или воду тогда, когда услышите слова «затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы?»
Воспитатель (демонстрируя символ «холода»).
Вот и холод наступает
Замерзает, охлаждает…
Все вокруг затвердевает!
Все в ледышки превращает,
Воспитатель. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).
Греет – нагревает.
Нагревает, превращает…
Превращает всех ледышек
В быстрых жидких шалунишек!
Дети «превращаются в воду», «плавают».
5. Игра «Наоборот».
6. Итог. Вам понравилось занятие? Чем? Что вы делали?