Валентина Замятина
Познавательно-исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе по изучению темы «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о трех физических состояниях воды; познакомить с тремя свойствами воды; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; развивать мелкую моторику рук с использованием игрушек; знакомить с нетрадиционными способами рисования; воспитывать бережное отношение к природе
Материал: Картинки «Времена года», магнитофон, глобус, развивающая игрушка «Гусеничка», «волшебная бутылочка», гуашь, губки, стаканчики, ложки, сахар, мел — на каждого ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе по изучению темы „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о волшебных превращениях воды.
Ребята, посмотрите и скажите, что это такое?
(Глобус)
А кто мне скажет, что такое глобус?
( Дети: модель Земли)
А что на глобусе изображено голубым цветом?
(Вода)
Давайте, ребята, вспомним с вами в каких трех состояниях может находиться вода?
( Дети: в жидком, твердом, газообразном)
Посмотрите на доску. И скажите на какой картинке вода изображена в жидком состоянии. Это какое время года?
(лето, весна)
А на какой - в твердом? Это какое время года?
(зима)
Воспитатель:
Опыт 1 Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в воде? О каком свойстве воды это говорит?
Свойство : вода прозрачна.
Опыт 2 Определите имеет ли вода запах. Свойство : вода не имеет запаха.
Опыт 3. Насыпь в один стакан с водой немного сахара, а в другой — столько же измельченного мела. Помешай воду. Что вы заметили? О чем го-ворит этот опыт?
Свойство : сахар растворился в воде, мел не растворился. Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Воспитатель. Давайте повторим, так какими же свойствами обладает вода? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, это еще не все свойства, которыми обладает вода. С другими мы познакомимся позже. Сегодня мы вспомнили многое о воде. Давайте устроим праздник волшебницы воды.
Сейчас мы отправляемся в волшебную страну, где времена года быстро сменяют друг друга. В каком-то времени года мы задержимся, а другое просто проскочим. А раз страна волшебная, то и транспорт у нас необычный. Я буду мамой-тучкой, а вы моими детками. Ну что, полетели?
Сейчас лето. Если я тучка, то кто вы? (Капельки). Посылаю вас, детки- капельки, на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем ко мне возвращайтесь.
Игра-этюд «Капельки»
Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети встают в пары с поднятыми руками). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети встают цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (дети встают в круг). А тут и солнышко пригрело!
Игра-имитация «Солнышко»
Солнышко-солнышко Нас покружи
В небе свети. Оторви от земли.
Яркие лучики Солнышко греет
К нам протяни. Как жарко всем нам!
Руки мы вложим В пар превратились
В ладони твои. Летим к небесам.
Воспитатель. Стали капельки мелкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке. Где вы были, что с вами произошло? (Ответы детей). Пока мы беседовали, в нашей волшебной стране закончилось лето, прошла осень и наступила зима. Если я мама-тучка, то вы кто? (Снежинки)
Воспитатель. Я - снежное облако! Мягкое, белое, пушистое. А вы, снежинки, мои детки. Ой, как, вас много! Летите на землю! (Присаживаются) Полетели снежинки на землю и стали танцевать. (Звучит музыка - по выбору, дети выполняют движения). Покачались вправо-влево, покружились. Вперед- назад, покружились. Но вдруг подул ветер, и все снежинки разлетелись кто куда, в разные стороны. Набегались снежинки, устали и упали на снежную поляну, образуя большой сугроб, и уснули.
Вставайте, мои детки, пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие закончилось. Так почему воду мы называем волшебницей? (Ответы детей). Да, вода может быть разной. Давайте нарисуем ее портреты. Но рисовать мы будем не кисточками и не карандашами. (Дети садятся за столы).
Упражнение на развитие мелкой моторики «Гусеничка»
Воспитатель. Что у вас на столах? (гусеничка). Как надо обращаться с ней? (ответы детей). Наденем гусеничку на правую руку и погладим ее. А теперь покажем, как гусеничка передвигается. То же само сделаем левой рукой, наши пальцы стали ловкихми. Можно приступать к рисованию. Тот кто будет рисовать воду в жидком состоянии (река, море, возьмет в руки губку, обмакнет ее в краску и нанесет на «волшебную бутылочку» так, чтобы веревка на бутылочке хорошо пропиталась. Прокатит бутылочку по листу бумаги, и у него получится причудливая волна. Тот кто будет рисовать снежинки, возьмет в руки лист бумаги, сожмет его в кулаке, нанесет (в руке лист бумаги) на него губкой краску и сделает оттиск смятой бумагой.
Дети, скажите, с какими свойствами воды вы познакомились?
В каких трех физических состояниях может быть вода?
По окончании работы воспитатель дарит детям капельки-медальки.