валентина ивановна серкина
Познавательно-исследовательская деятельность
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
• обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность» размещена в разделах
• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
• реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
• помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения и пр.
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой.
Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.
Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Познавательно-исследовательская деятельность
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.
1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;
2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;
4) применяет выводы к новым данным;
5) делает обобщения.
Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В настоящее время усилия педагогического коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на внедрение разнообразных инновационных технологий обучения воспитанников. При этом решаетcя одна из основных задач — формирование активного, деятельного отношения педагогов к познанию мира и педагогической деятельности и себя в них, вынесение оценки им и сосредоточенным в них ценностям. Для внедрения образовательных технологий в дошкольное образовательное учреждение, на наш взгляд, необходимо: первоначальное накопление новых технологий, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, в непосредственно образовательной деятельности, в игровой, творческой деятельности детей; систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов; профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе; создание методического обеспечения обновления содержания педагогического процесса и педагогических технологий. широко применяемой в нашем детском саду, является технология проектирования. Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось количество дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает; снизилась положительная мотивация к непосредственно образовательной деятельности. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
Содержание проектной деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи с педагогами и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительнее эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.