Нина Бородкина
Познавательно-информационный проект «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа общеразвивающей направленности
Актуальность
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении: система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений.
Публикация «Познавательно-информационный проект „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством;
2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле; о народном фольклоре.
3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.
Тип проекта:
- по методу – познавательный, творческий;
- по характеру контактов – открытый;
- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
- по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Новизна проекта:
- Включение музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс.
-Использование мультимедийных презентаций с применением ТСО.
Планируемый результат:
- Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;
- Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
1 этап – подготовительный:
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
2 этап - основной:
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием технических средств обучения, далее ТСО).
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ТСО).
Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?
«Русский самовар и чаепитие на Руси».
Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД:
1. Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Задачи: Формировать умение расписывать матрешку красками. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
2. Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!» (с применением ТСО).
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
3. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов».
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.
Дидактические игры:
«Угадай по звуку?» (С применением ТСО: дудочка, бубен, ложки, балалайка)
Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Что растет в саду и огороде?»
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси.», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели», «Заря - заряница»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
3 этап - заключительный:
- Организация в группе выставки – музея предметов народного быта и культуры.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству
- Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации, буклета.
- Передача опыта (смотры, конкурсы, в ДОУ).
По реализации проекта были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта, с историей появления самовара и традицией чаепития.
- Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).
- Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками.
- Совместно с родителями в группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.
Используемая литература:
-1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.