Семенычева Светлана
Познавательно-игровой проект «Использование головоломок в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 156»
Паспорт проекта
Организатор проекта : Воспитатели подготовительной группы № 9
Семенычева С. А., Якимова М. С.
Тема проекта : «Использование головоломок в игровой деятельности»
Вид проекта : Познавательно-игровой, творческий, групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, старший воспитатель.
Продолжительность: Октябрь, ноябрь, декабрь (среднесрочный)
Публикация «Познавательно-игровой проект „Использование головоломок в игровой деятельности“» размещена в разделах
2022г.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
- Изучение литературы по теме проекта
- Создание необходимых условий реализации проекта.
- Постановить проблему перед детьми
-Информирование, анкетирование родителей.
2 этап – основной
Реализация проекта с детьми осуществлялась в образовательной деятельности, совместной деятельности со взрослыми, в самостоятельной деятельности детей.
Формы работы с детьми:
Совместная образовательная работа с детьми, для решения поставленных задач.
Беседы, «Что такое головоломки и для чего они нужны»; «Какие бывают головоломки»;
Презентации на темы: «Что такое головоломки», «Мир головоломок».
Рассматривание и изучение головоломок.
Подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
-Дидактические игры:
«Составь фигуру»
«Лабиринт»
«Что лишнее»
«Веселый лабиринт»
Работа с родителями: Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Вот почему одной из главных задач нашей деятельности, в рамках проекта, является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».
Данный блог направлен на формирование активной позиции родителей по отношению процессу воспитания ребенка, в единстве требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо обучение родителей эффективному взаимодействию со своими детьми, поддерживающему, развивающему, продуктивному.
В рамках проекта используются следующие формы работы с родителями:
-Анкетирование родителей: «Играя развиваюсь»; «Нужна ли игра ребенку и зачем? ;
-Консультация для родителей на тему: «Игры-головоломки для дошколят и их родителей»; «Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников».
-Совместное изготовление иллюстративно-наглядного материала и дидактических пособий;
-папка передвижка «Игры и упражнения для развития логического мышления».
-памятка для родителей «Развитие мышления у детей»
-рекомендации для родителей
3 этап – заключительный
1. Выставка настольных игр сделанных своими руками
2. Памятка для родителей «Развитие мышления у детей»
3. Создание альбомов для игр головоломок
4. Создание в группе уголка логических игр.
5. Создание картотеки дидактических игр.
Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о играх головоломках.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Объект проекта : интеграция игровой и познавательной деятельности детей подготовительного дошкольного возраста как один из способов познания интеллектуальных головоломок.
Предмет проекта : Совокупность методов и приемов и средств, направленных на развитие знаний об использовании головоломок, через игровую и познавательную деятельность.
Цель проекта : развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста при помощи игр головоломок
Задачи проекта :
- Формировать у дошкольников интерес к логическим играм;
- Развивать мыслительную деятельность;
- Мотивировать детей к использованию головоломок в повседневной жизни;
- Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
- Закрепить навыки, полученные в игре.
- Приучать детей выполнять определенные правила, действовать в коллективе.
- Активизировать словарь детей.
- Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
- Повысить компетентность родителей по вопросам касающихся игр головоломок.
- Укрепить партнерское отношение с семьей.
Ожидаемые результаты:
- Проявление у детей интереса и инициативы к решению логических игр;
-Дети в ходе игр демонстрируют умения сравнивать, обобщать, систематизировать;
- Участие родителей в изготовлении альбомов «В стране головоломок».
Время выполнения проекта : 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь, среднесрочный.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда проекта :
1. Создать в группе уголок Логических игр.
2. Создать альбом к игре «Уникуб Никитина», альбом к палочкам Кюизенера «На золотом крыльце сидели».
3. Изготовить картотеку по дидактическим играм: «Вьетнамская игра головоломка», «Танграм», Колумбово яйцо»
Программное содержание проекта :
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в интеграции с разными образовательными областями через игровую деятельность, включая дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи, сюжетно – ролевую игру, игру с правилами, продуктивную деятельность.
Принципы создания проектной деятельности в интеграции с образовательными областями:
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, игры головоломки, бумагу.
- изобразительная (рисование, аппликация)
- музыкальная (музыкально-ритмические движения)
- двигательная (формы активности ребенка)
* Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в игровом виде деятельности.
* Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
* Соответствие условий. Требований, методов возрасту и особенностями развития детей.
Продукт проекта :
1. Настольные игры головоломки сделанных своими руками.
2. Создание в группе уголка логических игр.
3. Создание картотеки дидактических игр.