Елена Радченко
Познавательная экскурсия «Мой дом — моя крепость» в мини-музей «Казачья горница» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсовод: воспитатель
Посетители: дети средней группы.
Тема экскурсии: «Мой дом, моя крепость»
Цель: Формирование представления детей об архитектурных особенностях казачьих домов
Задачи:
1. Познакомить с внешним строением жилища казака
2. Пополнить словарный запас новыми словами (курень, низы, верхи, балясы, плетень)
3. Способствовать развитию познавательной деятельности
4. Способствовать формированию доброжелательности в процессе сотворчества
Публикация «Познавательная экскурсия „Мой дом — моя крепость“ в мини-музей „Казачья горница“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий быт. Мини-музей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Ход экскурсии
Звучит казачья песня, воспитатель подходит к детям.
Воспитатель: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла (на подносе – солома, глина, камень, дерево, знаете ли вы, что это? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем я вам это принесла? А хотите узнать? Я приглашаю вас в наш музей «Казачья горница». (Дети вместе с воспитателем идут в мини-музей, там на мольберте стоит репродукция картины Бориса Щербакова «Казачий курень»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами картина художника Бориса Щербакова. Донской край так поразил художника своей красотой, что он написал несколько картин, посвященных Донскому краю. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть эту картину и ответить на вопрос «О чем хотел рассказать нам художник?»
Дети рассматривают картину.
На фоне музыки («Течет реченька») воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»:
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Беседа по картине:
Что изображено на картине?
Что может рассказать дом о людях, которые в нем живут?
А как казаки называли свои дом?
Дети: курень,
А какой он? из каких материалов его построили казаки?.
Хотите посмотреть, в каком курене я живу?
Дети: Да!
Переходим к рассматриванию макета куреня.
Давайте рассмотрим хорошенько и попробуем его описать. Этот курень отличается от того что вы видели на картине? Чем? Кто попробует его описать?
• С чего начинают строить дом?
• Опишите нижнюю часть куреня
• Из какого материала она сделана
• Как казаки называли нижнюю часть куреня
Дети: Нижний этаж строили из камня. На нижнем этаже никто не жил, его использовали как кладовую для припасов и других вещей.
• Спасибо, все верно - нижний этаж в курене казаки называли «низы». А как называется верхний этаж?.
(если дети не называют или называют неправильно, воспитатель называет сам, или обобщает сказанное детьми)
• Спасибо, все верно – верхний этаж в курене казаки называли «верхи».
Обратите внимание на верхнюю часть куреня, кто желает сделать описание верхней части?
• Из какого материала построены верхи
• Какой еще материал здесь используется
• Что сделано из дерева
• Для чего нужны ставни
Дети: второй этаж строили из дерева и глины. Глину использовали для строительства стен, из дерева делали рамы окон, двери, крыльцо. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали.
• Что есть еще в курене?
Вокруг куреня (с трех сторон) делали деревянный балкончик- «балясник».
• Для чего как вы думаете?. Все верно ребята. Летом на нем можно было пить чай. Удобно было закрывать ставни. Также на нем хранили лодку во время разлива реки, а балясник служил причалом.
• Осталось описать последнюю часть куреня, это-…. (крыша)
• Из какого материала сделана крыша
Дети: Крышу крыли камышом, а более зажиточные казаки – черепицей, т. к. камыш легко загорался, и его было очень трудно тушить.
• Под крышей посмотрите, ребята, имеется карниз, который казаки называли – поясок. Казаки говорили: «Человек должен жить в дереве, а припасы хранить в камне». Что они имели в виду (выводы детей)
Воспитатель: Какой же материал, ребята, использовали казаки при строительстве жилья?
Дети: камень, глина, дерево, камыш.
Воспитатель:Где мы встречали этот материал?
Дети: вначале занятия….
Воспитатель: Так для чего нам нужны все эти материалы? (показываю поднос)
Дети: чтобы построить курень.
Воспитатель: Начнем стройку?
Д/игра «Строим курень» (разрезные картинки)
Звучит казачья песня
Воспитатель: Молодцы, вот и наши курени построены. Посмотрите внимательно и скажите, на какие две группы можно разделить наши курени.
Дети: на одноэтажные и двухэтажные (делят на две группы)
Воспитатель: Правильно, курени у казаков были разные. Там где Дон разливался, казаки строили двухэтажные курени, так как при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал как глина, и не гнил как дерево. А в степи, где Дон не протекал, строили одноэтажные курени. Ребята, посмотрите внимательно на наши курени и скажите, легко ли было строить курени?
Дети: нет!
Воспитатель: Поэтому если казак задумал строить курень, то на помощь ему приходили все родственники и просто желающие помочь. Казаки умели не только воевать, трудиться, но и веселиться.
Я вас на игру приглашаю,
Своим платочком зазываю!
Игра: «Курень»
В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по четыре - пять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).