Наталия Костомарова
Познавательная викторина «Путешествие почемучек»
Цели: активизировать и обогащать умения родителей осуществлять экологическое воспитание детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей
Ход мероприятия.
I. Подготовительные этап.
Подготовка рукописных книг усилиями детей и родителей: "Чудесные цветы", "Мир глазами детей", "Животные, которых мы знаем", "Мои любимые животные" и т. п.
Il. Этап проведения викторины.
1. Вступительная часть.
Родители и дети - две команды. Ведущий представляет участников, объясняет правила викторины.
2. Викторина.
Публикация «Познавательная викторина „Путешествие почемучек“» размещена в разделах
Задание 1. "Придумай загадку" (для родителей).
На каждый стол кладётся коробка с игрушечными животными, растениями и пр. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о цветах, деревьях, бабочках, звёздах, рыбах, чтобы дети могли отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок:вербальный - дать описание каких-то характерных особенностей животного или растения. Например: "белые лепестки, жёлтая серединка, листики резные"; невербальный - изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.
Родители загадывают - дети отгадывают.
Задание 2. Игровое упражнение "Как вести себя в природе" (для детей).
Детям предлагается из ряда табличек-рисунков выбрать знаки, напоминающие о культуре поведения в природе.
Это могут быть следующие ситуации:
1."Не разоряй муравейник".
2."Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко".
3."Не лови диких животных и не уноси их домой".
4."Не руби деревья".
5."Не убивай лягушек, жаб, змей - они полезны".
6."Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу" и т. д.
Задание 3." Придумайте напоминающие знаки" (для родителей).
Родителям предлагаются на выбор карточки с правилами поведения в природе, к которым нужно сделать чёрно-белый набросок знака, напоминающего то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.
1."Бережливым будь с водой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой".
2."Не бросай в водоёмы мусор и разный хлам.
3."Не жги костры".
4."Не лови насекомых".
5."Не рви паутину и не уничтожат пауков, они полезны".
6."Не бери собаку в лес и в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнёзда, пугают и уничтожают детёнышей животных".
Задание 4." Животный мир планеты" (для детей).
Детям предлагаются коробки с пазлами "Животный мир планеты". Необходимо быстро собрать сюжетные картины и составить небольшие рассказы о животных. К каждой команде детей подключается взрослый.
Задание 5. "Рассели животных" (для родителей).
На каждом столе размещается один из макетов природных зон Земли:" Пустыня", "Тундра", "Антарктида", "Лес". Родители выбирают из предметных игрушек-животных тех, кто обитает в той или иной природной зоне, и комментирует свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое замешательство-ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями: "Кого из животных надо спасать, кто из них заблудился?"
Задание 6. "Логика в картинках" (для детей).
По очереди для сидящих за каждым из столов демонстрируются слайд-фильмы с заданиями:
1. "Расположите по росту" - от самого низкого до самого высокого: муравей, птичка, кошка, овца, корова, слон, жираф.
2. "Чья тень?" Художник нарисовал только тени животных. Угадай, каких (конь, ослик, кролик, свинья, кошка, мышка, собака). Предложить детям вырезать силуэты этих животных, предварительно зарисовав контуры на листе бумаги.
3. "Помоги вернуть хвосты животным". На слайде у акулы - хвост золотой рыбки, у павлина - лисы, у ящерицы - петуха, у лисы - скорпиона, у петуха - акулы, у скорпиона - павлина.
4. "Кто, где живёт?" Определите, где, чей домик: оса вернётся в осиное гнездо; пчела - в улей; паук - в паутину; улитка - в раковину; червячёк - в земляную норку; птица - в гнездо; медведь - в берлогу; лиса - в нору; собака - в контуру; акула - в море; конь - в конюшню.
5. "Кто лишний?" На слайдах - животные джунглей и севера.
В джунглях не живёт белый медведь (живут зебра, попугай, носорог, слон, змея, обезьяна).
На севере не живёт бегемот (живут морж, тюлень, белый медведь, северный олень, чайка, кит).
6. "Найдите насекомое". Цель задания - первое знакомство с классификация животных. Показывают слайды с изображением, например, фламинго, хамелеона, голова тика, кузнечика, краба, лягушки. Нужно выбрать и назвать насекомое.
III. Заключительный этап.
Заканчивается викторина чтением стихотворения.
Дом под крышей голубой.
Словно крыша над землёй -
Голубые небеса.
А под крышей голубой -
Реки, горы и леса.
Океаны, пароход,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё,
Потому что на планете
Всё твоё и всё моё :
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И травинки, и тропинки,
И вода из родника.
Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце
Заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живём.
В. Орлов