Татьяна Михайловна Бардина
Познавательная игра-соревнование «Млекопитающие Казахстана» в старшей группе
Млекопитающие Казахстана
Познавательная игра- соревнование. Старшая группа.
Образовательная область: Социум, Познание
Раздел: Экология, Естествознание
Тема: «Млекопитающие Казахстана»
Цель: Закрепить с детьми понятие млекопитающие, воспитывать уважительное отношение к природе родного края.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Познавательная игра-соревнование „Млекопитающие Казахстана“ в старшей группе» размещена в разделах
• Сформировать у детей доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.
• Формирование экологического сознания детей через разные формы работ, в частности через игру.
• Вызвать интерес и желание, как можно больше узнать о животных родной страны.
• Дать представления о многообразии фауны Казахстана.
Развивающие:
• Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового.
• Развивать уверенность в себе и в своих возможностях.
• Совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родной природе.
• Воспитывать толерантное и бережное отношение к млекопитающим.
Методы и приемы:
• Словесные (вопросы детям, отгадывание загадок);
• Наглядные (показ картинок);
• Практические (показ повадок животного, нарисуй животное);
• Игровые.
Предварительная работа: Рассмотреть иллюстрации животных Казахстана. Беседа с детьми на тему: «Кто такие млекопитающие». Беседа с детьми на тему: «Жители леса». Чтение рассказов о родной природе, животных.
Материалы и оборудование: Карточки с животными. Мольберт, бумага, фломастеры. Мелки восковые, цветные карандаши.
Билингвальный компонент: заяц- коян, лиса-тулкі, сайгак-акбокен, аю – медведь, каскыр – волк, бугы – олень.
Ожидаемый результат:
Воспроизводит: и называет млекопитающих Казахстана.
Понимает: чем млекопитающие отличаются от других представителей животного мира.
Применяет: экологические знания в игре, умение отвечать на вопросы, доброжелательные отношения к сверстниками.
Ход ОУД:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Кайырлы кун! Салеметсіз бе, курметті балалар! Я рада видеть вас сегодня в нашем зале.
Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные (Жануарлар). Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить.
Бізді ойын а 2 команда атысады (В нашей игре, участвуют 2 команды).
Ойын ережелері: на некоторые вопросы нужно будет отвечать каждой команде по очереди, будут вопросы, на которые нужно будет отвечать, той команде, которая первая прозвенит в колокольчик, также будут вопросы и для капитанов. Каждый правильный ответ – 1 очко. Кто больше всего наберет очков, тот и победитель
За игрой будет следить жюри, и оценивать вас и ваши ответы.
2. Основная часть:
1 конкурс «Придумать название команды и выбрать капитана». Дети придумывают название команды, выбирают капитана команды
Участвуют две группы (первая и вторая команда). Каждый правильный ответ – 1 очко. Кто больше всего наберет очков, тот и победитель.
2 конкурс «Бул кім? / Кто это?». Дети отгадывают загадки.
1. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень.)
2. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь.)
3. Посмотрите-ка какая -
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
4. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц.)
- Что объединяет всех этих животных?
- К какой группе животных они относятся?
- Чем покрыто тело млекопитающего?
- Сколько пар ног у них? Имеются ли зубы?
- Чем выкармливает детенышей мать?
3 конкурс «Кто из них млекопитающее в Казахстане?»
Перед детьми лежат картинки животных. Дети по картинкам правильно и быстро выбирают животных, которые живут в Казахстане.
1 команда
сайгак
носорог
крокодил
медведь
лошадь
олень
заяц
2 команда
верблюд
крот
кенгуру
архар
кабан
волк
лиса
4 конкурс «Угадай по описанию». Дети определяют и называют класс животных (Птицы / Кустар. Насекомы / Жандіктер. Млекопитающие / Суткоректілер)
1. Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья.
2. У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы — самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники.
3. Мы покрыты шерстью, обычно у нас две пары ног, своих детенышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, а свое потомство мы тоже кормим молоком.
Звериная зарядка. (Выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
5 конкурс «Дурыс жауап / Правильный ответ».
• 1 команда
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Змеи)
- У какого животного 2 горба и 2 желудка? (У верблюда)
- Самое большое млекопитающее? (Синий кит)
- Умеют ли слоны плавать? (Умеют, даже нырять)
- Какой хищник любит малину? (Медведь)
- Кого называют санитаром леса? Почему? (Волка. Потому что он убивает больных и слабых животных)
- Могут ли крокодилы лазать по деревьям? (Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях)
- Что есть зимой жаба? (Ничего. Она спит)
- След какого хищника похож на человеческий? (След медведя)
- Какое животное является символом Всемирного фонда охраны животных? (Большая панда)
- Какие из этих животные обитают в Казахстане (змея, верблюд, медведь, волк, жаба)
• 2 команда
- Какое животное дольше всех может обходиться без воды? (Крыса)
- Какого цвета кожа у белого медведя? (Черная)
- Какое животное может менять свою окраску? (Хамелеон)
- Какие животные спят стоя? (Слоны)
- Какие животные спят в пещерах вниз головой? (Летучие мыши)
- Кого из животных называют королем скорости? (Гепарда)
- Какое животное обитает только в Австралии? (Кенгуру, утконос)
- Какой лесной зверек сушит себе грибы на ветках? (Белка)
- Какое животное самое высокое? (Жираф)
- У кого глаза на рожках, а дом на спине? (У улитки)
- Какие из этих животные обитают в Казахстане (крыса, летучие мыши, гепард, белка, улитка)
6 конкурс «Капитандарга арналган сурактар». Капитаны команд выходят и отвечают по очереди на вопросы.
Почему животных называют дикими?
• Сами добывают корм,
• Сами строят жилище,
• Приспосабливаются к окружающей среде,
• Спасаются от врагов.
Почему животные называются домашними?
• Заботится человек,
• Нет врагов,
• Не заботятся о корме,
• Живут в готовых жилищах.
7 конкурс «Отгадай и выбери правильную картинку». Команды отгадывают загадки и показывают картинку-ответ (волк / каскыр, белка / тиін, рысь / сілеусін, лиса / тулкі)
1. На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
2. Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
3. Эта кошка не проста,
И почти что нет хвоста.
Может прыгнуть и загрызть!
На ушах с кистями.
4. За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара.
- Где их дом? (Волк живет в логове, белка в дупле, туркестанская рысь живет в лесах, зарослях кустарника или в расщелинах скал и камней, лиса живет в норе)
Динамическая пауза
- Вы слышали, как поют птицы? А как поют животные? Сейчас я вам расскажу. Каждая команда должна выбрать себе животное, голосом которого она споет всем знакомую песню «Улыбка». (Например: одна команда под музыку мяукает, другая команда – каркает).
8 конкурс «Нарисуй животное». Дети рисуют на мольбертах (можно взять листы бумаги) заданное животное - первой команде нарисовать медведя, второй зайца.
3. Рефлексия
- Жарайсындар балалар, жаксы ойнады!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей-
Все что зовется Родиной твоей!
- Подведем итоги нашей игры и проведем награждение.