Светлана Карпушкина
Познавательная игра-путешествие «Знай, умей, действуй»
▼ Скачать + Заказать документы
в «Школе безопасности Мбоу СОШ №2»
Описание материала: данный материал будет полезен вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-6 классов. Материал направлен на актуализацию темы основ безопасности жизнедеятельности и закрепление знаний учащихся по правилам поведения в различных ситуациях.
Цель: дать учащимся понимание общей логики безопасности.
Задачи:
- научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их
возникновения;
- развивать творческую активность учащихся;
Публикация «Познавательная игра-путешествие „Знай, умей, действуй“» размещена в разделах
- воспитывать ответственность за личную безопасность.
Форма: познавательная игра-путешествие.
Оборудование: 4 стола, стулья – для команд. Стол для реквизита.
Компьютер, проектор; экран; мультипликационный фильм «Если вы обнаружили бесхозные вещи», видеоролики «Если дома пожар», «Как действовать при взрыве».
Маршрутные листы; карточки с заданиями; карточки «01, 02, 03, 04»; сотовый телефон (муляж); дипломы победителей, тематические сувениры, сертификат участника.
Предварительная работа:
Учащиеся повторяют правила поведения в общественных местах, правилами поведения при пожаре, взрыве, при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сигнала об эвакуации из помещения, при захвате заложников; правила оказания первой помощи, правила дорожного движения (ПДД).
Участники: учащиеся 5(6) классов (Играет один класс. Класс разбивается на 4 команды по 6-7 человек).
Рекомендации по проведению игры:
Разработать маршрутную карту игры, задания для команд; определить количество участников в каждой команде, критерии оценки на каждом этапе, критерии подведения итогов игры и награждения.
• Количество пунктов на маршруте должно соответствовать количеству команд.
• Четко определить время игры на каждом пункте.
• Иметь на каждом пункте Дежурного пункта (из числа старшеклассников школы, озвучивающих командам вопросы и задания СВОЕГО ПУНКТА и заполняющих маршрутные карты команды, размещенной за столом этого пункта.
Ход игры
Слайд № 1 (заставка игры)
1. Построение и приветствие участникам игры.
2. Объяснение хода игры:
Ведущий:
Сегодня мы проводим познавательную игру «Знай, умей, действуй!», в ходе которой вы получите основные знания по безопасности жизнедеятельности и научитесь очень важным правилам: предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.
По ходу игры мы с вами будем виртуально перемещаться от пункта к пункту назначения, согласно маршрутному листу.
На каждом этапе вы будете выполнять конкретное задание, которое вам будут подробно объяснять Дежурные пункта назначения.
Внимание! Переходить от пункта к пункту – будем по вот такому звуковому сигналу «Внимание!» (Используем мегафон. Включаем –выключаем сигнал, показывая ученикам).
После выполнения всех заданий мы с вами подведем итоги нашего путешествия, выясним кто из вас лучше всех знает и использует правила ТБ, правила выживания в экстремальных ситуациях.
3. Представление Дежурных пунктов (из числа старшеклассников школы, членов Совета старшеклассников (Кабинета министров школьного ученического самоуправления).
4. Деление класса на 4 группы (по принципу 1-2-3-4 или красный-желтый –зеленый-синий). Команды занимают места за столами.
5. Вручение маршрутных листов.
6. Участие команд в игре:
Переход к следующему пункту. Сигнал «Внимание» (используем мегафон).
Слайд № 2 (заставка пункта)
Пункт №1 «Азбука безопасности»
Ведущий:
Внимание! Мы прибыли с вами в первый пункт нашего путешествия. И он называется «Азбука безопасности». Задание командам дает Дежурный этого пункта – Осипов Максим (8 «Б») - министр спорта и здравоохранения школьного ученического самоуправления.
Дежурный пункта:
- Для того чтобы уменьшить вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, подавить в себе чувство страха и паники, вы должны знать правила и понятия основ безопасности жизни.
Сейчас каждой группе я дам схему действий при какой-то опасной ситуации, а вы должны будете ее озвучить и дать свои комментарии.
Задание:
1. Правильно озвучить ситуацию, изображенную на картинке.
2. Дать комментарии.
Работа по карточкам. (См. в папке «Приложение» - 2. Карточки с ситуациями.)
Команды по очереди озвучивают ситуации со своей карточки.
Подведение итогов. Запись результатов в «Маршрутном листе» команды
Мультфильм «Если вы обнаружили бесхозные вещи».
(См. в папке «Приложение» - 3. Мультфильм.)
Переход к следующему пункту. Сигнал «Внимание» (используем мегафон).
Слайд № 3 (заставка пункта)
Пункт №2 «Дежурно-диспетчерская служба»
Дежурный пункта (Представляется сам - Ф. И., класс):
- Несколько лет назад было создано Министерство РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как оно называется и каковы его основные функции? (МЧС России)
- Чрезвычайные ситуации могут возникать внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. С ними можно столкнутся даже в самой привычной обстановке – на улице, дома, в школе. Поэтому необходимо знать номера телефонов специального вызова.
Задание
1) Дайте название экстренных служб, соответствующих номеру телефона на карточках (по карточкам 01, 02, 03, 04)
2) По 1 чел. от каждой команды по очереди «звонят по телефону» в экстренные службы, и просят о помощи, четко и быстро называя адрес, фамилию и причину вызова.
Подведение итогов. Запись результатов в «Маршрутном листе» команды
• Видеоролик «Если дома пожар» (как ребенок вызывает О1) •
(См. в папке «Приложение» - 4. Видеоролик «Если дома пожар)
Переход к следующему пункту. Сигнал «Внимание» (используем мегафон).
Слайд № 4 (заставка пункта)
Пункт № 3 «Медицинская помощь»
Дежурный пункта (Представляется сам - Ф. И., класс):
- В экстремальных условиях могут возникнуть ситуации, когда, оставшись один, ты должен суметь оказать сам себе элементарную медицинскую помощь.
Первая медицинская помощь – это всего лишь временная мера при несчастном случае.
Она предпринимается для того, чтобы спасти жизнь пострадавшего человека, предотвратить дополнительные травмы и облегчить его страдания до оказания квалифицированной медицинской помощи.
Задание
1) «Поговорим о домашней аптечке».
Вопросы для блиц-опроса (по 2 вопроса каждой команде):
- Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зеленка)
- Пушистая волокнистая масса из хлопка, употребляемая в медицине, в быту. (Вата)
- Кусок ткани в виде длиной ленты для лечебной повязки. (Бинт)
- Лепешка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)
- Прибор, с помощью которого измеряют температуру. (Градусник)
- Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)
- Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)
- Спиртовой раствор темно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)
2) Веселый тест
Кирилл Н. (можно назвать ученика, который реально побывал в такой ситуации, ученик 5 «Б» класса погнался за ящерицей, зацепился за корень и рассек колено.
На счастье, у него с собой была походная аптечка.
Кирилл, не раздумывая, обработал рану йодом. На кровоточащую рану положил вату и перебинтовал ее.
Когда, вернувшись, домой, он решил сменить повязку, вата намертво присохла к колену, и оторвать ее было невозможно.
Как надо было поступить, чтобы этого не произошло?
А) Следовало поднять ногу так, чтобы кровь отхлынула в другую часть тела.
Б) Не надо было накладывать на рану вату, а, обработав ее края ватой, перебинтовать.
В) Лучше было бы вообще не трогать рану, а просто подождать, пока кровь свернется и перестанет течь.
Г) Нужно было обработать рану слюной, подуть на нее и залепить жевательной резинкой.
Д) Надо было сначала отомстить ящерице.
Ответы команд.
Подведение итогов. Запись результатов в «Маршрутном листе» команды
Переход к следующему пункту. Сигнал «Внимание» (используем мегафон).
Слайд № 5 (заставка пункта)
Пункт № 4 «Поступаем правильно!»
Дежурный пункта представляется (Ф. И., класс) и задает вопросы.
Каждая команда дает свой ответ на вопрос. Правильные –неправильные ответы суммируются, записываются в маршрутный лист.
ВОПРОСЫ
1. При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:
а/ смотреть на подозрительный предмет
б/ касаться подозрительного предмета (после правильного ответа должны объяснить «Почему?»)
в/ рассказывать о подозрительном предмете
2. При получении сигнала об эвакуации из помещения вы должны:
а/ продолжать свое занятие, поскольку это может быть ложная, «пробная» эвакуация, поскольку «рак на горе еще не свистнул»
б/ слушать внимательно педагога, собирать личные вещи, после чего эвакуироваться
в/ быстро покинуть помещение, не брать с собой никаких вещей (Потому что жизнь человека, подвергшаяся опасности дороже, чем какие-то вещи)
3. Чем опасен бесхозный (ничейный предмет, пакет?
а/ учитывая современную политику, может содержать взрывное устройство, брать в руки нельзя, сказать руководителю детского объединения
б/ опасность отсутствует, это просто забытый чей-то пакет, надо взять и отнести руководителю
в/ интересно, что находится внутри пакета?
4. Если вы случайно попали в заложники, ваши действия по выживанию:
а/ постараться выбраться из сложившейся ситуации самостоятельно, действуя по принципу «И один в поле воин»; попытаться договориться с террористами;
б/ объединиться с такими же заложниками и своими усилиями постараться захватить оружие у террористов, «дать бой»;
в/ не возражать, соглашаться со всеми требованиями, стремиться выиграть время и собрать побольше информации. (Почему? Вспомните, кто должен заниматься освобождением заложников? Почему нельзя злить террористов)
5. Если вы попали под стрельбу, что делать?
а/ короткими перебежками добраться в безопасное место;(Не рисковать, может попасть прицельная или шальная пуля);
б/ упасть на землю (или пол, прикрыть голову руками;
в/встать за угол и подождать, пока закончатся взрывы и стрельба. (Опасность взрывной волны, несущей обломки здания, камни, стекла и др. предметы)
Подведение итогов. Запись результатов в «Маршрутном листе» команды
• Видеоролик «Как действовать при взрыве».
(См. в папке «Приложение» - 5. Видеоролик «Как действовать при взрыве)
Пока идет видеоролик ведущий, Дежурные пунктов подсчитывают баллы каждой команды в «Маршрутных листах». Выявляют победителя игры.
Переход к следующему пункту. Сигнал «Внимание» (используем мегафон).
Слайд № 6 (заставка игры)
7. Подведение общих итогов. Рефлексия (3 мин.)
Ведущий/Учитель – Наше занятие подходит к концу. Скажите, пожалуйста, что вы нового узнали, что для вас было интересно, получили ли вы ответы на свои вопросы?
Учащиеся отвечают – Я сегодня узнал ….
- Я не знал до этого занятия, что … А теперь знаю.
8. Награждение команд (Победители – тематическими сувенирами, дипломами победителей. Остальные команды – сертификатами участников).