Зоя Малий
Познаем мир с потешками
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой осуществляется при помощи разных литературных жанров: песенками и потешками. Язык народных потешек богат звуковыми сопоставлениями, которые подготавливают ребенка к восприятию всего окружающего. Читая и заучивая потешки, мы знакомим детей с красочностью, образностью родного языка, как "петушок золотой гребешок", "коза - дереза", "козлятушки - ребятушки". Необходимо научить детей повторять потешики от лица того или иного персонажа, изображая его мимикой, жести, движениями. Потешки игрового характера наиболее любимы детьми. Наблюдая природные явления: дождик, радуга, солнышко, в сопровождение потешек, сделают детские впечатления яркими и радостными.
Темочки:
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Свои первые шаги ребенок может делать под звучания слов песенок "Катя, Катя маленькая. ", "Киска, Киска. ", "Большие ноги шли по дорогие. ". Для более активного восприятия детьми текста можно обыгрывать потешки : "Курочка Рябушка", "Кисаньмку мурысенька", "Козанька рогатая", включая самих детей в действие: подражание крику птиц, животных, хлопанье в ладоши.
Много радости доставляет детям игры со взрослыми и драматизация потешек с использование различных видов театров (Би - Ба - Бо, пальчиковый, теневой, картонажный, и другие). Едва взрослый начнет читать потешку : "Идет коза рогатая. " малыш уже хохочет, ожидая пока коза начнет его "бодать".
Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ-топ!
Глазками коза
Хлоп-хлоп!
Для активного восприятия дошкольниками текстов потешек можно обыгрывать их, покачивая ребенка под слова: "Поехали еще раз поехали. ", "Ходит конь по бережку"
Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!
Потешки развлекают, смешат взрослых и детей веселыми стихотворными историями, в которых рассказывают о домашних животных и птицах. Читать детям потешки нужно эмоционально вовлекая в сюжет игрушки или разыгрывать театрализованные сценки, которые помогают в восприятии всего окружающего.
Я - корова, я - корова,
Я - бодливая корова.
Я гуляю по лугу,
Громко песенку пою,
А кого бодну,
Тот тоже скажет: «Му»!
Мышки водят хоровод
И готовятся в поход.
Чё рный кот разинул рот:
- Непонятливый народ!
Рассердился чёрный кот –
Разогнал весь хоровод
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь?
- Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Произведения народного творчества - потешки, песни, прибаутки развивают у детей память, речь, прививают навыки мышления, позволяют на понятном языке для ребенка объяснить, что такое природа, которую мы должны беречь.