Ольга Сингилеева
Консультация «Позитивные и негативные симптомы кризиса 7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Позитивные и негативные симптомы кризиса 7 лет
Подготовила: Воспитатель МДОУ
«Детский сад № 99 комбинированного вида»
Сингилеева Ольга Анатольевна
Часто в это время мы уделяем слишком много внимания тому, как ребенок научился считать, рисовать, вести себя, но при этом забываем заглянуть во внутренний мир ребенка. А что же происходит с ним в это время?
Публикация «Консультация „Позитивные и негативные симптомы кризиса 7 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Кризис семи лет – это непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни – ребенок идет в школу. Безусловно, ему не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни. Как реакция на эти новые требования – кризис семи лет.
Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке – он становится не таким понятным, как был раньше. Произошедшие изменения гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь легко объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса.
Как известно, в любом явлении есть свои положительные и отрицательные стороны.
Негативные признаки кризиса семи лет. В речи ребенка начинают появляться паузы, как правило, в ответ на указания взрослого. В общении родителей и ребенка возникает все больше и больше споров – такова реакция ребенка на ваши поручения и напоминания. Ребенок начинает хитрить по любому поводу, причем даже когда это совсем не оправданно. Снова появляется упрямство. Но теперь у малыша для этого новые причины: если раньше упрямство вызывала ситуация, то сейчас все зависит от его настроения в данный момент.
Позитивные признаки кризиса семи лет. Семилетний человечек начинает всеми способами проявлять свою самостоятельность; появляются новые занятия, увлечения – конструирование, рисование целые дни напролет, шитье игрушек или одежды для кукол, вязание шапочки для младшего братика. Причем после изготовления того или иного шедевра обязательно должна следовать похвала, иначе талант будет в тот же миг зарыт в землю – интерес к определенному занятию без похвалы тут же пропадает. У ребенка просыпается интерес к школе, появляется беспокойство по поводу оценок, того, что сказала учительница, озабоченность: хорошо ли он справляется со своими новыми обязанностями, и т. п.
Самым важным и заметным изменением в поведении ребенка этого возраста становится
утрата детской непосредственности: в самом деле, его подражания взрослым, искусственные кривляния и внимательное отношение к своему внешнему виду, оценкам окружающих и т. п. – все это чуждо беззаботно играющим дни напролет малышам-дошколятам. И объясняется все это невероятным явлением – у ребенка появляется внутренний мир, значительно отличающийся от внешнего. Именно в этот период дети любят заводить всякого рода тайнички, дневники, секреты. Теперь ребенок внутри уже не совсем такой, как снаружи, – вот он, механизм утраты детской непосредственности! И вот почему поведение ребенка становится не таким понятным, а причины его поступков – не такими очевидными и прозрачными.
Ребенку открывается целый необъятный мир собственных эмоций и переживаний. Он делает своего рода первый шажок в сторону осознания своей личности – начинает осознавать, что значит «я добрый», «я довольный», «я огорчен» и т. д. Именно поэтому у многих детей в этот период начинается увлечение чтением. Ребенок становится крайне уязвимым и обидчивым. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень важно проявить должное терпение и понимание, потому что это во многом определит дальнейший эмоциональный контакт родителей с подрастающим ребенком.
Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
Главное в кризисе не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.
Этот переход дается нелегко. Ребенку требуется время, чтобы осознать, чем обернулась его «взрослость», а родителям - изменить подход к своему подросшему чаду.
Для многих детей - это ещё и первая учительница: "Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положению в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.
Надо осторожно подводить к мысли, что мир несовершенен и авторитеты бывают разные. Тем более что ребенок уже начинает понимать, что мир несовершенен. Перестает верить в чудеса. Не до конца, конечно, до конца никто не перестает. Но фразу «в жизни так не бывает» - услышать от ребенка после кризиса реально.
Как уже говорилось, ребенок к началу кризиса 7 лет начинает ощущать себя как взрослым, что проявляется в его острой потребности быть «взрослым», разговаривать и одеваться, как взрослый, требовать к себе отношения, как к взрослому. Во многом этому способствуют сами родители, которые часто говорят дошкольнику, что он станет взрослым, когда пойдёт в первый класс. И дождавшись этого счастливого дня, ребенок свято верит, что он автоматически стал взрослым и вправе требовать к себе соответствующего отношения.
В заключение: в первые кризисы ребенок выделяет себя из окружающего мира. В кризис семи лет - он учится общаться с собой, понимать себя, подчинять себя самому себе. Это очень-очень сложно.
Поскольку основные потребности ребенка в этом возрасте - это уважение к нему и стремление стать взрослым, то необходимо развивать самостоятельность в действиях ребенка, поручать ему важные для семьи дела, с которыми он сможет справиться, определить его роль в семье. Но ребенок - еще не взрослый и зачастую забывает о многих своих поручениях, или не может контролировать самостоятельно свои эмоции. Для преодоления этих проблем необходимо создать для ребенка условия, в кото?ы? он сможет контролировать свои действия самостоятельно, без указаний взрослых.
Причина негативных реакций ребенка - несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку - он уже не маленький - внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям.
Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.
В 6-7 лет дети переходят на новый этап своего развития. Из малышей они становятся школьниками. И это не просто условная смена обстановки. На первоклассника сваливается множество новых обязанностей, отношение взрослых к нему меняется. И сам он начинает действовать и размышлять как взрослый человек.
Этот переход дается нелегко. Ребенку требуется время, чтобы осознать, чем обернулась его «взрослость», а родителям - изменить подход к своему подросшему чаду.
Еще надо отдавать ребенку ответственность за самого себя. В разумных пределах, конечно, но надо. Если ребенок ее не возьмет в кризис 7 лет - не возьмет и потом. Сейчас - хочется взять, а потом уже не захочется.