Наталья Кольцова
Поэтический образ природы в детском рисунке (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
А информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.
Учитывая это, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Публикация «Поэтический образ природы в детском рисунке (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Становление у детей познавательного, нравственного, эстетического отношения к природе родного края.
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:
создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;
показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы : ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.
- Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы :
развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.
- Прививать интерес к творчеству русских поэтов и художников.
Для регуляции нажима на карандаш, для знакомства с графическими материалами, при обучении работе красками : (смешивание цветов, овладение разными видами мазка, работа гуашью и акварелью, при знакомстве с тёплыми и холодными цветами, при знакомстве с правилами композиции, с иллюстрацией, пейзажем в процессе обучения применяю следующие методы и приё мы:
Наглядные – показ способов рисования, показ образцов и репродукций,
Использование таблиц по получению производных цветов из основных
И с изображением спектрального круга.
Словесные - -объяснение, указания, рассказ о материалах, их составе,
о способах и приёмах работы ими,
использование художественного слова, беседа
Практические – самостоятельная работа детей, упражнения,
дидактические игры.
Пейзажные произведения созвучны с музыкой и поэзией. К каждому произведению живописи можно подобрать созвучное музыкальное произведение, что усилит и обогатит детское восприятие природы. Так, настроению картины А. А. Пластова «Первый снег», невольно вспоминается музыка С. С. Прокофьева «Утро». Восприятие картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно сопровождать стихотворными строками А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
Рассматривая репродукцию картины И. Шишкина «Зимний лес». Обращаю внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле, читаю стихотворение:
«Зимний лес, что шапкой. "
Восприятие художественного образа в картине И. Шишкина и слушание стихов помогают детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес.
В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой я обращаю внимание детей. Например, увидев подснежники с голубыми лепестками, дети лучше изобразят цвета, услышав стихотворение П. Соловьевой:
"В лесу, где берёзки столпились гурьбой,. "
Чтобы у детей не потерялся интерес к рисованию, я периодически демонстрирую новые интересные приёмы работы с уже знакомыми им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии: рисование пальчиками, ладошкой, на сырой бумаге, на мятой бумаге, оттиски печатками из картофеля, акварель + соль, печать листьев. рисование зубной щёткой и др.
Нетрадиционные способы рисования хороши для выразительности рисунка и дети охотно их использовали, например, на занятии «Осенняя пылающая листва на фоне холодного голубого неба» дети использовали прием рисования по сырому фону акварелью: пушистые елочки, траву, облака, крону деревьев лучше рисовать тычком, показать заснеженную зиму – набрызгом.
Чтобы воспитатели индивидуально учили детей рисовать нетрадиционными способами, подготовила для них консультацию: «Нетрадиционные способы рисования».
Подобрала репродукции художников – пейзажистов, которые систематически экспонировались в «музее». Подготовила наглядный материал к занятиям, вариативные образцы, иллюстрации. Оформила такие игры: «Скок – поскок», «Подбери краски», «Составь пейзаж», «Составь букет», «Составь ковер Снегурочки и Весны»; для закрепления знаний детей о жанрах живописи – «Времена года».
Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника». Как научить ребенка рисовать красками, рисование нетрадиционными способами,
Работа по воспитанию эстетических чувств у детей при рисовании пейзажей будет продолжаться. Надеюсь, что успехи её будут заметны, если активными помощниками в этом будут мамы и папы моих воспитанников.
Подводя итог можно сказать, что в результате проделанной работы у детей появился интерес к изобразительному искусству. Рассматривая картину дети понимают настроение художника, значительно улучшилось и качество детских рисунков : интересные по содержанию сюжеты, разнообразие красок, более реалистическое изображение сюжета.