Ирина Гуськова
Поэтическая литературная гостиная «Весна» в произведениях русских поэтов
▼ Скачать
ПОЭТИЧЕСКАЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
Тема: Весна в произведениях русских поэтов.
Цель: Формирование любви детей к поэтическому слову.
Задачи:
- научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;
- воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения;
Публикация «Поэтическая литературная гостиная „Весна“ в произведениях русских поэтов» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- учить детей выразительно читать поэтические произведения о зиме;
- учить передавать настроение, характер литературного произведения;
- учить отгадывать загадки;
- учить выступать на сцене, не бояться публичных выступлений;
- познакомить детей музыкальными произведениями, художественными полотнами о весне.
Оборудование: оформление музыкального зала, телевизор для показа слайдов, презентация «Весна в произведениях русских художников», компьютер, музыкальное оформление Вивальди «Весна», Чайковский «Времена года» (март, апрель, май).
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети входят в зал под музыку.
– Ребята, сегодня я пригласила вас в свою «Литературную гостиную». А тему нашего занятия вы сейчас определите сами, отгадав загадку:
Вся природа меня ждет,
Чтобы пробудиться.
Чтоб растаял всюду лед,
Чтоб вернулись птицы.
Пробуждайтесь ото сна!
Я пришла к вам. Я - … (весна)
– Правильно, сегодня мы поговорим о весне и о том, как разные поэты ее видят.
2. Работа по теме
- Скажите, когда начинается весна? Сколько месяцев весной? Как называются весенние месяцы? Какое время года сменяет весна?
Давайте послушаем, как описывает Федор Тютчев борьбу весны и зимы.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало :
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
А вот как встречает весну в своем стихотворении Евгений Баратынский.
Ребенок читает стихотворение:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне…
- Попробуйте ответить на вопрос: “Какая у нас весна?” (Ответы детей.)
– Весна чистая, свежая, молодая, игривая. Она приносит тепло и радость, хорошее настроение, веселье. Послушайте, как описывают весну разные поэты.
Ребенок читает стихотворение Алексея Плещеева
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Ребенок читает стихотворение Василия Жуковского «Приход весны»
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Ребенок читает стихотворение Александра Блока «На лугу»
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идет сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…
- Вот какая разная бывает весна. Кто приносит нам весть о том, что пришла весна? У Алексея Плещеева это ласточка.
Ребенок читает стихотворение А. Плещеева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
- А у Василия Жуковского это жаворонок
Ребенок читает стихотворение В. Жуковского «Жаворонок»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно,
Весь божий мир здесь вижу я,
И славит Бога песнь моя.
3. Физкультминутка
Чем можно заниматься весной? Давайте покажем, как копают землю, как сажают деревья, как поливают рассаду, как строят скворечник.
- А весенний лес просто сказочный! Окутанные нежной зеленой дымкой стоят деревья в лесу. Переговариваются первые весенние цветы – подснежники.
Ребенок читает стихотворение П. Соловьевой «Подснежник»
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
- А у ручья зацвела красавица черемуха.
Ребенок читает стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
- Весенний воздух чистый, прозрачный, им хочется дышать
Ребенок читает стихотворение Ивана Бунина «После половодья»
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
- Вот какая разная весна, как красиво ее описывают поэты. А сейчас я хочу узнать, сможете ли вы отгадать загадки про весну.
Под сугробом тающим
От тепла лучей
Побежал сверкающий
Маленький… (ручей).
Еще звенят капели
Вдоль улиц сел и дач.
Но птицы прилетели!
И первый – черный (грач).
На пригреве, где валежник,
Пробивается … (подснежник).
Снег, растаяв, затопил
Сельские угодья.
Заинька на пень вскочил –
Вот так … (половодье).
Сами сделали мы дом,
Чтобы птицы жили в нем.
Выше яблонь и черешни
На дубу висит … (скворечник).
Поселился, наконец,
И у нас в саду … (скворец).
Если к нам пришла весна,
Надо сеять … (семена).
Выросла, повыросла,
Из бороды повылезла.
Солнышко припекло –
Из нее потекло. (сосулька)
Весною лед на речке треснул.
Треск этот был весенней песней. (ледоход)
На ветках –
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки. (почки)
«Кап, кап, кап» - вода течет,
Если солнце припечет. (капель)
Лучи солнца так пекут –
Появились там и тут
Среди снежной реки
Земляные островки. (проталины)
Из темного кулька
Зеленая рука. (лист)
Я – первый весенний гриб.
Назвать вы меня не могли б? (сморчок)
Выкинем – не обеднеем.
Соберем – разбогатеем. (сев)
Гремит, сверкает – нет спасения!
Шальная, первая, весенняя! (гроза)
4. Подведение итогов
- Молодцы, вы сегодня очень много рассказали про весну, очень много узнали нового. Я хочу подарить всем ребятам, которые мне помогли, маленькие подарки.
5. Завершение занятия
Дети под музыку выходят из зала.