Елена Якушева
Проект «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе «Россия - Родина Моя»
Паспорт проекта
Название проекта Моя родина - Россия
Руководитель проекта Якушева Елена Андреевна
воспитатель первой квалификационной категории; МБДОУ №20 «Сказка»; г. Бор
Образовательная область Познавательное развитие
Интеграция Художественно-эстетическое развитие
Социально-нравственное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Публикация «Проект „Моя Родина — Россия“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Участники проекта - дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель
Возраст детей 6-7 лет
Тип проекта Познавательно - творческий
Срок реализации Долгосрочный (с сентября по апрель)
Взаимодействие с социумом: Борская детская городская библиотека; Борский краеведческий музей ЦВР «Алиса»
№1 Этап
Выбор темы проекта
Информационно-накопительный этап
Проблемная ситуация
«Модель трёх вопросов» - изучение интереса детей для определения целей проекта;
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
№2 Этап
Планирование
Этап планирования
Консультации у методистов МБДОУ
Консультации учителя-логопеда
Планирование деятельности с детьми и родителями воспитанников
Планирование конечного продукта. В данном случае –
создание мини-музея
№3 Этап
Реализация проекта
Организационно-практический этап
Создание развивающей среды (оснащение центров активности); организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проект; Пополнение мини - музея «Моя Родина - Россия».
Оформление стендов; Оформление уголка патриотического воспитания;
С детьми:
Проведение цикла познавательных занятий; бесед;
Проведение игр – сюжетно - ролевых, хороводных, подвижных и др.
Чтение художественной литературы; Слушание музыки;
Художественные выставки;
Изготовление творческих поделок, рисунков, коллективных работ, макетов;
Оформление альбомов, дидактических игр;
Экскурсии по городу; в музей, в городскую библиотеку;
Праздники, развлечения; Физкультурные досуги;
Для родителей:
Консультации для родителей; родительские собрания;
Участие в совместных праздниках и досугах, выставках поделок и рисунков; Совместные экскурсии; Стендовая информация (памятки, папки-передвижки)
Привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды
№4 Этап
Презентация
Презентационно – завершающий этап
Презентация конечного продукта
музыкальный праздник для детей и родителей «Моя Родина - Россия!»;
Выставка продуктов детской деятельности;
Открытие группового мини-музея «Моя Родина – Россия»
оформление альбомов «Бор – малая Родина!», «Города России»;
№5 Этап
Завершение проекта
Контрольно-рефлексивный этап
Анализ. Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Определение задач для новых проектов
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
Задачи:
Познавательные
Расширять и углублять представление о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Расширять представления о культуре, быте и традициях русского народа, народных промыслах
Расширять знания детей о природе и животных России
Расширять знания детей о городах России, их достопримечательностях
Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях, его государственных символах
Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов, стихотворений об исторических событиях нашего города и нашей страны.
Приобщать к истокам народной культуры.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своей страны ; стимулировать исследовательскую деятельность;
Способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных навыков
Развивать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине – России
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине, Воспитывать позитивное ценностное отношение к окружающей среде, любви к своей местности, своей стране
Воспитывать бережное отношение к её культурным ценностям;
Задачи педагога, касающиеся родителей:
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Результат проектной деятельности:
• пробуждение интереса дошкольников к истории, культуре своей Родины, традициям, любви к родному краю, городу;
• формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит
• Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.
• Расширение кругозора воспитанников
• Преобразование предметно-развивающей среды группы
• Оптимизация сотрудничества с родителями
Актуальность темы:
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории своего города, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, проходящие в городе из-за высокой занятости.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Россия - Моя Родина».
I. Первый этап: информационно-накопительный этап (мотивационный)
«Проблемная ситуация»
Реализация проекта.
Создание ситуации, в которой ребёнок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи.
Я внесла в нашу группу энциклопедию "Страны мира", стала рассматривать вместе с детьми, провоцируя разговор о том, какая страна самая большая?
(Российская Федерация - самая большая страна в мире, её площадь составляет 17,1 млн км2, что является 1/8 частью суши. Протяжённость территории почти 11 тыс. км (с запада на восток) и достигает 3 тыс. км (с севера на юг).
Я предложила ребятам сравнить шаблон территории Российской Федерации с шаблонами территорий Франции, Англии, Германии. Затем эти же страны сравнивали с территорией Московской области. Выясняется, что последняя по территории меньше, чем Германия, Италия, Франция. Далее я расспросила детей, кто из них родился в городе Бор, кто приехал в наш город из других мест, Маргарита Мошкова рассказывает, что она родилась в Казахстане, для неё родина - г. Жезказган. Побуждала детей к рассуждению: " Что такое Родина?"
В ходе рассуждения выявились шестеро детей, заинтересовавшихся этой проблемой.
В итоге вместе с детьми мы сформулировали исследовательскую задачу: выяснить, что такое Родина, зачем она нужна человеку, какая у нас Родина, чем она отличается от других мест?
Формирование проблемы: " Что такое Россия?
Модель «Трех вопросов»
Далее мы в процессе беседы выясняем, что они уже знают о теме нашего проекта «Россия»
По мере того как дети отвечали на вопрос, я записывала ответы детей. Затем я задала другой вопрос: «Что мы хотим узнать о России?»
Ответы детей и определили задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети высказались, я спросила: «Как нам найти ответы на наши вопросы?»
Наши все суждения и ответы мы изобразили в виде иллюстраций – раскрасок, чтобы детям было наглядно понятнее.
И так, три вопроса «Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы это узнаем»
Во время опроса выяснили, что дети знают, что такое Родина
Родина, это место, где мы родились – сказал Андрей С.
Наша малая Родина – город Бор – сказал Арсений С.
Наша родина - страна Россия – Антонина Щ.
Россия – огромная страна – Дана М.
Президента зовут Владимир Владимирович Путин – Арсений К.
У России свой флаг, герб – Милана Г.
В России много рек, полей, лесов – Алина С.
В России проживает много людей – Настя К.
Выяснилось, что дети хотят узнать
Почему на флаге России такие цвета – Егор С.
как победили люди в Великой Отечественной Войне – Марк С.
почему нашу страну называют Россией – Маргарита Т.
Какие реки, моря, горы есть в России – Ярослав Т.
Какие люди, народные умельцы живут в России – Настя К.
Какие праздники есть в России – Дана М.
Как жили люди в старину – Маргарита М.
У всех ли людей есть Родина, у бабушек и дедушек та же Родина, что и у нас? – Ярослав Р.
Какой город самый главный в России- Дима Р.
На третий вопрос «Откуда мы это узнаем?» Дети отвечали
Дети рассказали, что обо всем этом можно узнать у взрослых, посмотреть в энциклопедии и в интернете.
Ответы детей определили задачи и направления познавательной деятельности.
Подведение к формированию задач:
• знакомство с природными зонами России;
• знакомство с растительным и животным миром России;
• знакомство с народными традициями и культурой России;
• знакомство с особенностями русского костюма
• иметь представление о промыслах и основных элементах узоров; народном фольклоре;
• принять участие в русских народных играх и состязаниях;
• отразить впечатления в продуктах в своей деятельности.
• познакомить с природными богатствами и с главным городами России.
Оформление проекта.
* Основной вопрос исследования: что такое Родина, зачем она нужна человеку, какая у нас Родина, чем она отличается от других мест?*
Проведение опроса, оформление результатов.
Ресурсное обеспечение проекта:
книги (энциклопедии "Страны мира", "Атлас Земли", учебники для малышей В. Степанова "Моя Родина - Россия");-
карта России; карта Нижегородской области; карта Борского района;,
патриотический уголок в группе (картины, альбомы, иллюстрации, фотографии, буклеты, наборы открыток, художественная литература);
компьютер, интерактивная доска
II. Второй этап: этап планирования
Были даны консультации методистов, учителя-логопеда МБДОУ
На темы:
«Метод проекта как формирование познавательных способностей у дошкольников»
«Теоретические основы проектной деятельности»
«Проектная деятельность, как средство в системе формирования связной речи»
• Был составлен перспективный план по работе с родителями и детьми
• Планирование конечного продукта. В данном случае – создание мини-музея
III. Третий этап: организационно-практический этап
• Создание развивающей среды (оснащение центров активности); организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта:
Проведение цикла познавательных занятий;
Оформление альбомов, дидактических игр;
Художественные выставки;
Экскурсии по городу; в музей, в городскую библиотеку;
Фотовыставки;
Праздники, развлечения;
Физкультурные досуги;
Оформление стендов;
Оформление уголка патриотического воспитания;
Консультации для родителей;
Разучивание стихов, песен и танцев о природе родного края, о России, Российской армии;
Пополнение мини - музея «Моя Родина - Россия».