Ксения Япарова
Повышение уровня педагогической культуры и профессиональной компетентности ПДО
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение уровня педагогической культуры и профессиональной компетентности ПДО.
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития образовательного учреждения.
Публикация «Повышение уровня педагогической культуры и профессиональной компетентности ПДО» размещена в разделах
Сегодня качество образования напрямую зависит от инновационного потенциала педагогического коллектива. Именно инновационная деятельность образовательных учреждений рассматривается обществом и государством как основа для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения.
Инновационный потенциал педагога - это совокупность социальных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать свою педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем. Воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Сегодня на рынке труда возрастает потребность в таком педагоге дополнительного образования. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог – исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Только такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создает условия для духовного развития детей, осуществляет личностно-ориентированный подход к ним. Только такой педагог имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной инновационной деятельности, что свидетельствует о более высоком уровне развития профессиональной педагогической культуры.
Развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимы педагогу для осуществления развивающей деятельности)
• Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
• Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития;
• Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами;
• Умение отслеживать динамику развития ребенка;
• Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся;
• Умение использовать в практике совей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
• Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду;
• Умение (совместно с психологом) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ОП;
• Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся;
• Умение разрабатывать образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся;
• Умение формировать и развивать УУД, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в соц. сетях, толерантность и др. ;
• Владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными детьми: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети-сироты, дети с девиациями поведения и др. ;
• Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога представляет со бой многомерный и многоуровневый процесс, в котором происходит самодеятельное изменение внутреннего мира педагога через духовно практическую деятельность, а также осуществляется непрерывный нравственный выбор, основанный на системе ценностных установок, творческой активности личности молодого профессионала, рефлексии его инновационной деятельности и личностно-профессионального саморазвития. На наш взгляд личностно-профессиональное саморазвитие педагога может осуществляться лишь при условии, что у него имеется богатый личностный потенциал, позволяющий рассматривать возможности не только каковыми они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспектив развития. Таким образом, под личностным потенциалом педагога мы будем понимать способности и синтез его определенных качеств и свойств.