Ненашева Марина
Повышение уровня физкультурно-оздоровительной работы ДОУ путём обучения подвижным играм с элементами спортивных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - совершенно особый вид деятельности, который с малых лет и на протяжении всей жизни сопровождает человека и, конечно же, является эффективным средством физкультурно - оздоровительной работы.
Использование элементов спортивных игр способствует увеличению физиологических нагрузок на организм ребёнка, что в значительно усиливает работу сердечно - сосудистой, дыхательной, костно-мышечной систем, благодаря этому происходит соответствующая тренировка различных органов и систем организма. Помимо данного, несомненно, положительного аспекта, во время проведения подвижных игр происходит формирование коммуникативных способностей, усовершенствование личностных качеств (умение осознавать себя частью коллектива, честность, дружеское отношение друг к другу, самоконтроль); совершенствуются двигательные навыки детей: быстрота, внимание, ловкость.
Публикация «Повышение уровня физкультурно-оздоровительной работы ДОУ путём обучения подвижным играм с элементами спортивных игр» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Обучение играм с элементами футбола становится возможным в старшем дошкольном возрасте. В играх с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений и упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и с разбега, но также в ходьбе, беге и прыжках.
Цель подвижных игр с элементами спортивных – познакомить воспитанников с элементами определённых видов игр и основами их техники.
Задача этих игр – развивать и совершенствовать способности и качества в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий, учитывая возрастные индивидуальные особенности ребёнка.
С помощью именно этих игр необходимо учить игре в баскетбол. Баскетбол эмоционален и сложен, состоит из прыжков, метания, быстрого бега. Для развития внимания, мышления, быстроты реакции очень полезны игры: «Рыбак и рыбки», «Разрывные цепи», «Слепой медведь», «Липкие пеньки», «Растяпа», «Хромая лиса», «Озёра и реки», «Догонялки с мячом». При систематическом, планомерном обучении старших дошкольников, у них существенно повышается уровень владения мячом. Необходимо учить правильно на уровне груди держать мяч двумя руками, так чтобы локти были опущены вниз, руки согнуты, пальцы широко расставлены, лицо мячом не закрывать. Формированию вышеуказанных навыков способствует подвижная игра «Во встречных колоннах». Расстояние между колоннами – 4 –5 м. По сигналу стоящий впереди игрок одной из колонн двумя руками (мяч от груди) передаёт мяч игроку противоположной колонны, а сам встаёт в конец своей колонны. Игрок, принимающий мяч, вновь направляет его в противоположную колонну, а сам встаёт в конец своей колонны и т. д. Игра заканчивается, когда одна из команд займёт первоначальное положение. При таком обучении воспитанники вскоре учатся уверенно держать мяч, выполнять различные манипуляции с ним (передача, бросок, ловля). И только после этого возможно продолжать работу по формированию более сложных действий с мячом.
Обращать внимание детей на правильную стойку и надёжный захват мяча необходимо при обучении детей технике вырывания мяча. Далее быстрота захвата совершенствуется.
Встречать мяч руками как можно раньше, вытягивая руки в направлении приближающегося мяча, а не прижимать его к груди,обхватывая руками – на это стоит обращать внимание, начиная с самых первых занятий. Не менее важным является навык передачи мяча из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди. Для совершенствования навыка можно использовать упражнения: «Мяч напарнику», «Передача мяча в тройках», эстафета «Кто быстрее мяч по кругу».
Видеть площадку, правильно держать спину, не наклоняться к мячу поможет приём ведения мяча с высоким отскоком, так как он не требует низкой стойки.
Упражняясь в бросании мяча в корзину, ребёнок должен описать им дугу вниз на себя, выпрямить руки вверх, бросить и одновременно разогнуть ноги. Этот бросок используется при бросании мяча с места.
Самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять помогает детям понимание смысла движений, что ускоряет процесс формирования двигательных навыков. Если инструктор разъясняет значение действий с мячом в различных ситуациях, объясняет, почему они именно так должны выполняться, у детей возникает осознанное отношение к этим действиям. В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Командные игры учат ставить во главу угла не личные интересы, а интересы команды. Так, например, хоккей.
Хоккей – любимая национальная игра, которая помогает развить силу, ловкость, быстроту, координацию движений. В этой игре побеждает та команда, игроки которой обладают не только силой, знаниями, умениями и навыками, но и умеют дружить, быть опорой и поддержкой друг для друга. Обучение игре в хоккей проводится без коньков, с учётом антропометрических показателей детей. На начальном этапе используются облегчённые пластмассовые шайбы или небольшие мячи. Рекомендуется проводить подвижные игры, упражнения и эстафеты : «Защити свои ворота», «Чья команда забьёт больше голов», «Веди шайбу, не глядя на неё», «Загони шайбу в лунку», «Игра в паре двумя шайбами», упражнения в парах, тройках, круговая тренировка.
При овладении техникой игры клюшкой нужно научить детей передавать шайбу, (в играх «Передай по кругу», «Сумей остановить и передать») ; освоить движения по ведению шайбы и броски по воротам в парах (в играх «Кто быстрее до шайбы», «Точно в цель»); выучить приемы игры вратаря. Командная игра считается завершающей формой обучения, близкой к соревнованию, что становиться доступным и интересным именно в старшем дошкольном возрасте.
Командной игрой является футбол. Основными средствами начального обучения элементам футбола являются подвижные игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, быстроты, гибкости. Игровые упражнения и различные эстафеты (в сочетании с прыжками, ускорения на короткие дистанции, с изменением направления и т. д.) позволяют поддерживать интерес воспитанников к спортивным играм. Обучение азам футбола начинают с техники передвижения : основные приёмы бега, прыжки, остановки, повороты (подвижные игры «Заморожу», «Пятнашки», «Ловишки»). Вместе с этим учащихся знакомят с техникой владения мячом: ведение мяча, обманные движения, удары по мячу ногой, остановка ногой мяча, вбрасывание мяча из-за боковой линии, отбор мяча (игровое упражнение «Ну-ка отними!», «Горячий мяч!»). Это, так называемые, подводящие упражнения, то есть движения, сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения. Наряду с ними эффективным средством обучения элементам спортивных игр являются подвижные игры : «У кого меньше мячей» (две равные команды берут по нескольку мячей и располагаются на своей половине поля, после сигнала перекидывают мячи на площадку противника, «10 передач» (в парах дети передают мяч заданным способом, «Мяч в ворота» (любым известным способом забрасывают мяч в ворота, «Уголёк» (в кругу водящий делает передачу игрокам поочерёдно, игрок отбивает его, «Подвижная цель» («подвижная цель» – игрок, который увёртывается от мяча, брошенного игроками команд, стоящих шеренгами друг напротив друга) и др.
Так, обучая детей подвижным играм с элементами спортивных игр, можно наблюдать развитие физической активности дошкольников, усовершенствование двигательных и личностных качеств, а так же укрепление костно-мышечной системы и организма в целом, что, в свою очередь, свидетельствует о повышении уровня культурно-оздоровительной работы ДОУ.