Филиппова нина
Повышение родительской компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО
Слайд2
ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Слайд3
Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце 19 начале 20 века, когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились им помочь.
Публикация «Повышение родительской компетентности» размещена в разделах
Слайд4
Вторая половина 19 века – это эпоха возникновения первых детских садов в России. Но дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.
В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет. С этой целью проводятся выставки, создаются клубы и кружки для родителей, издаются работы известных русских и зарубежных педагогов. Интерес к проблемам дошкольного воспитания был обоюдным: и со стороны общественности, и со стороны родителей. Взаимодействие носило субъект – субъектный характер.
После революции ситуация изменилась. Произошел бурный рост детских садов. Встал вопрос об активном вовлечении женщин в систему производства. От сотрудничества и диалога произошел переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Ведущая идея тех лет: семья не может самостоятельно решить задачи воспитания нового человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным.
Главной целью педагога было научить, просветить родителей – строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания – детского сада.
Педагоги являлись главными носителями и передатчиками знаний, воздействовали на родителей своим авторитетом. Навязывали им свои знания не потому, что был запрос, а в соответствии с собственным решением. Поэтому частыми являлись посещения семей на дому, подробный родительский всеобуч и прочие мероприятия. Проводились формальные родительские собрания с безликой и многим ненужной информацией.
В конце 20 начале 21 века ситуация изменилась. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Детство как самоценный период в детском саду заменилось натаскиванием к школе. Многие родители, приводившие ребенка в детский сад, были более образованы и социально успешны, в отличие от педагогов. И тогда воспитатель, привыкший к собственному авторитету, стал получать резко негативный отклик со стороны родителей. Стало ясно, что такие отношения наносят больше вреда, чем какой-либо пользы. Начался поиск новых форм взаимодействия с целью оказания родительской помощи.
С 2012 года начался современный этап взаимодействия семейного и общественного воспитания. Это закреплено в нормативных документах: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО. Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
Слайл5
Сразу отпадает вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей – детский сад или семья. Преимущественное право на образование закреплено в законодательстве Российской Федерации.
Однако, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Семья нуждается в серьезной планомерной помощи в воспитании детей. Родителей не надо поучать. Их надо сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике.
Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества в конечном итоге невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства.
Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.
А педагоги —в диалоге с родителями имеют возможность выстроить ту самую индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, благодаря которой максимально полно раскроются все заложенные в нем способности и период детства, ценный сам по себе, будет счастливым. А значит, и дальнейшее развитие ребенка тоже станет эффективным. Но для этого обе стороны должны понять, что путем взаимной конфронтации, отчуждения или минимизации контактов невозможно достигнуть решения единой цели.