Ирина Кобозева
Повышение психолого-педагогической культуры родителей по воспитанию здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Детский сад и семья — это две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство детского сада и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания здорового образа жизни.
Публикация «Повышение психолого-педагогической культуры родителей по воспитанию здорового ребенка» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В государственных документах отмечается необходимость вовлечения родителей в образовательный процесс и повышение их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. растет заболеваемость. Социально-экономические преобразования повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.
Доказано, что состояние здоровья родителей - один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное, но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности.
Сегодня закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Ученые среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, отмечают снижение общественного уровня культуры, в том числе санитарно – гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Сегодня современным родителям очень часто не хватает воспитательных, умений и навыков, специальных знаний в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности ДОУ. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на мой взгляд, самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остается весьма трудной задачей. Ведь только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.
И здесь необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – это основа в создании сотрудничества ДОУ и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Взаимодействие с семьей следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития ребенка.
Для успешной реализации Программы дошкольная организация должна обеспечивать психолого-педагогические условия, одним из которых является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Целью повышения компетенции родителей является не просто передача им научных психолого-педагогических знаний, а установление доверительно – деловых контактов между педагогом и родителем, формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или, говоря проще, коррекция их педагогической позиции, позволяющей понимать своего ребенка, строить правильно общение и совместную деятельность.
Рассматривая педагогическую компетентность родителей в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста необходимо остановиться на следующем компоненте: ценностно - мотивационный – заключается в осознании необходимости охраны и укрепления здоровья ребенка как своей обязанности, создании условий, которые способствуют вхождению ребенка в мир здоровьесберегающих ценностей; ценностное отношение к собственному здоровью и установка на здоровый образ жизни.
Отношение родителей к своему здоровью, грамотность в этом отношении играет немаловажную роль в формировании его компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья собственного ребенка. Достичь положительной мотивации на здоровье ориентированное поведение и здоровый образ жизни можно лишь с помощью улучшения качества жизни и систематической образовательной и просветительской работы, повышая тем самым в глазах человека ценность собственного здоровья.
Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки.
Практика показывает, что одним из главных путей активизации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является использование активных форм и средств работы с родителями по охране и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни детей.
Традиционные формы работы, в которых главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточности обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение родителей в активную познавательную деятельность с применением приемов и методов, получившим обобщенное название «активные методы обучения» (обучение в деятельности Л. С. Выготский). Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности и создают условия для формирования и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опыт родителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человеком отношения и формулировки собственной позиции по здоровье сбережению :
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию (открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты).
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные (родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары – практикумы, круглые столы, совместное создание развивающей среды, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей).
Таким образом, в центре работы по воспитанию здорового ребенка должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.