Елена Горошкова
Неделя профессионального мастерства — одна из форм методической недели в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
То, что мы знаем – ограничено
А то, чего мы не знаем – бесконечно
П. Лаплас
(из опыта работы старшего воспитателя Горошковой Е. А.)
Методическая работа в нашем учреждении – часть целостной системы непрерывного образования, направления на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта., способствующие повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной работы в ДОУ. Совершенствование методического мастерства педагогов влияет на формирование качества дошкольного образования. Одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников является профессиональное мастерство педагогов. Профессиональное мастерство становится особенно особенно значимо в ДОУ, работающем в режиме развития. В ДОУ наработан материал по нормам методической работы, но проблема в том, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.
Публикация «Неделя профессионального мастерства — одна из форм методической недели в ДОУ» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Таким образом, возникла потребность в создании системы методических мероприятий, непосредственно вовлекающих педагогов в активную деятельность детского сада. Теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность использования методов активного обучения в совершенствовании методического мастерства педагогов - такова была цель моего эксперимента. Работу начала проводить с 2009 года и работу разделила на 3 этапа :
I этап – констатирующий
наблюдение и анализ занятий;
оценка уровня освоения воспитанниками программных требований;
использование педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса;
аттестация педагогов;
участие педагогов в методических мероприятиях ДОУ, районных методических объединениях.
Результаты констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что доминирующим является низкий уровень развития творческих способностей педагогов. Педагоги проявляли пассивность в участии методических мероприятий, мало использовались новые технологии в работе.
II этап – формирующий. Главной задачей формирующего этапа являлось совершенствование методического мастерства педагогов путем использования активных методов обучения.
Задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
проверить эффективность использования методов активного обучения как средства совершенствования методического мастерства педагогов;
способствовать раскрытию творческого потенциала.
Для достижения этих целей создавались условия для совершенствования методического мастерства педагогов :
- постоянное приобретение методической литературы;
- увеличение числа подписных изданий;
- подбор исследовательских материалов по оценке потребностей педагогов в развитии;
- участие педагогов в методических мероприятиях ДОУ (помощь в подготовке подбора материала, методов и приемов проведения).
Все шире стало использоваться непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших название активные. Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. При планировании консультаций стараюсь ориентироваться на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Отбираю темы консультаций, руководствуясь годовыми задачами, интересами педагогов, трудностями и проблемами, которые испытывают педагоги в работе. Отбираю темы консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультаций прежде всего зависит от годовых задач, интересов педагогов, трудностей, которые испытывают педагоги в работе. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, т. е экспресс-тестирование, экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю работу с перфокартами или тестовыми заданиями.
При проведении педагогических советов, семинаров использую один из методов активной деятельности педагогов – деловые игры. Деловые игры строю на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, главное – максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
Ежегодно в ДОУ проходят Недели профессионального мастерства – как одна из активных и содержательных форм методической работы в ДОУ. Эпиграфом Недели и всех ее мероприятий являются слова Л. С. Выгодского: «Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями».
Цель организации таких недель :
обеспечить условия для повышения престижа профессии воспитателя;
Неделя профессионального мастерства включает ряд мероприятий, которые проводятся ежедневно в течение пяти дней в соответствие с годовыми задачами.
Проведение Недели профессионального мастерства способствует эффективной жизнедеятельности дошкольного учреждения, утверждает приоритет творчества, создает благоприятный климат. В проведении Недели профессионального мастерства активно участвуют родители детского сада, присутствуют на мероприятиях, совместно с педагогами пополняют развивающую среду.
Ключевым звеном в Неделях профессионального мастерства являются открытые мероприятия.
Открытое занятие – это такая педагогическая мелодия, которая сильнее и внушительнее звучит в повседневной жизни детей, а сами занятия становятся смыслом их жизни.
Ш. Амонашвили
Просмотр открытых мероприятий позволил педагогам пополнить опыт решения известных задач новыми способами. Однако не всеми педагогами увиденная деятельность впоследствии зачастую становилась востребованной для всеобщей практики. Наблюдения показывали, что педагоги не могли дать объективной оценки увиденному, зачастую ограничивались общей характеристикой деятельности коллеги: «Мне понравилось». Первоначальным решением было – отказаться от данной формы как неэффективной. Однако был разработан алгоритм проведения коллективного просмотра, который изучили педагоги и отметили положительные и отрицательные стороны.
Алгоритм проведения коллективного просмотра:
1. Подготовка каждого открытого мероприятия начинается с определения того аспекта деятельности педагога, который будет отражен в готовящемся мероприятии.
2. Мероприятие отражает изучаемую структуру, специфику (должны четко отражаться этапы реализации технологий).
3. Педагог, который проводит мероприятие, должен информировать коллег о контексте мероприятия с тем, чтобы они могли заранее уточнить либо восполнить пробелы в понимании его сути.
4. Непосредственно перед просмотром каждому педагогу дается индивидуальная установка на конкретную цель анализа, например, какие приемы коллеги он бы мог применять в своей работе.
Данный алгоритм позволил педагогам проводить более глубокий анализ предлагаемого варианта педагогической деятельности, дать ее объективную оценку с выбором наиболее значимых моментов для собственной практики. Таким образом, задача повышения профессиональной компетентности получила в данной форме максимальное воплощение.