Анастасия Гриценко
Повышение личной эффективности педагогов в условиях перехода от ФГТ к ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных. Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от дошкольного образовательного учреждения использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Сегодня мы стоим на пороге перехода к новым образовательным стандартам. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всех субъектах образовательного процесса. В сложной, неопределенной ситуации решающее значение приобретает мотивационно-эмоциональная регуляция, в частности, преодоление страха перед потерей контроля над самим собой. Восприятие ситуации как сложной и неопределенной - процесс субъективный, зависящий от личного опыта и индивидуальных особенностей. Слово «инновация» происходит от латинского in и novus – новое и в переводе означает : обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и организации нового. Под новшеством, новацией понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации и содержания нового.
Публикация «Повышение личной эффективности педагогов в условиях перехода от ФГТ к ФГОС» размещена в разделах
Инновационную педагогическую деятельность можно определить как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Для этого необходима систематическая и планомерная работа по данному направлению деятельности, включающая в себя повышение мотивации педагогов в условиях внедрения инноваций, повышение у них уровня стрессоустойчивости, повышение профессиональной компетентности в нормативных и методических аспектах, повышение толерантности и сензитивности, что позволит улучить условия воспитательно-образовательной среды и запустит продуктивные инновационные процессы.
Для реализации данной задачи была разработана программа работы с педагогами, включающая в себя 5 тренинговых занятий продолжительностью 60 мин., частота встреч – 2 раза в месяц. Ожидаемым результатом реализации программы является повышение личной эффективности педагогов в условиях введения инноваций.
На первом – проводится мониторинг эмоционального выгорания и психогигиенического образа (Бойко В. В., определение уровня стрессоустойчивости (методика Пономаренко Л. П., Белоусовой Р. В.).
На втором занятии применяются техники психогимнастики и психорелаксации. На третьем - упражнения на повышение мотивации участников к осознанию собственной позиции к профессиональной деятельности: этюды и игры на сплочение группы и снятие эмоционального напряжения; беседа на темы: «Испытываю ли я удовлетворение от результатов моего труда?», «Доволен ли я уровнем моего профессионализма?», «Чему я посвящаю свою собственную жизнь?». Ответы на эти вопросы подтолкнут педагогов к осознанию себя и других членов своего коллектива, позволят взглянуть на себя критично. В тоже время, поделившись своим мнением, педагоги открываются друг перед другом, становясь ближе. На четвертом занятии представлена мини – лекция «Личностные ресурсы» и обсуждение по вопросам темы. Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций: надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту; рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать; душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».
На пятом занятии производится повторный мониторинг и рефлексия по результатам проведенной работы.
Таким образом, переход к инновациям требует от педагогов повышения профессиональной и личной эффективности и компетентности. Не готовый к самосовершенствованию педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и
профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Список литературы:
1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М. : Изд. «ТЦ Сфера», 2004. - 64 с.
2. Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н/Д. : Издательство «Феникс», 1995. – 480 с.
3. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. Школьный психолог, 2003.
4. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 93 с.