Вера Атяшева
«Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция модернизация российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способный реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально- педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
21 век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.
Публикация «„Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов“» размещена в разделах
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения, а практически каждое учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Одним из важных моментов в настоящее время стать подготовка педагогов, способно грамотно осуществлять инновационную деятельность. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность, но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Реализация современной цели педагогического процесса - развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни - требует от воспитателей использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.
Задачи:
Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей
Организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
Создание условий для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
В нашем детском саду было проведено исследование с целью изучения влияния методической работы на повышение профессиональной компетентности воспитателей при условиях учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях (показ открытых занятий, семинарах-практикумах, деловая игра, эстафета педагогического мастерства)
-выявление трудностей воспитателей в теоретической подготовке и практической деятельности
- введения разнообразных форм и активных методов координации их работы.
У нас в детском саду 13 педагогических работников, включая специалистов, в том числе работают психолог и учитель – логопед.
Исследование проходило в 2 этапа.
o 1 этап это выявление уровня профессиональной компетентности воспитателей, уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях;
o 2 этап это овладения навыками проектной деятельности
Профессиональная компетентность воспитателей оценивалась по таким критериям как:
Знания теоретических и практических основ, современных педагогических достижений
Аналитические, прогностические и проективные умения
Организаторские, коммуникативные умения.
Результаты распределились следующим образом: что 32% воспитателей обладали высоким уровнем профессиональной компетентности, 65 % воспитателей имели средний уровень, и 3% воспитателей находились на низком уровне профессиональной компетентности - это молодые специалисты и воспитатели, которые обучаются в педагогических заведениях и колледжах. Был выявлен факт недостаточного уровня развития умения в проектирование.
В 2012 году на установочном педагогическом совете предложили воспитателям разработать свой педагогический проект и поучаствовать в конкурсе «Воспитатель ДОУ». Каждый участник самостоятельно определил тематику своего проекта (с учетом возрастных и познавательных потребностей детей). Таким образом, в процессе овладения навыками проектной деятельности воспитателями были разработаны критерии :
Умение самостоятельно выделять цели и задачи воспитательно-образовательной работы
Прогнозирование результата своей деятельности
Творческий характер использования инновационных методических приемов
В результате данного исследования пришли к выводу, что необходимо внедрять новые формы методической работы, помимо традиционных и всему знакомым, мы стали искать более интересные формы работы.
Это консультация- диалог, которая проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме.
Консультация – парадокс это с запланированными ошибками, где материал распределяется на две колонке первая колонка - правильный ответ
Вторая колонка – ошибочный ответ и после всего делается анализ.
Экспресс- опрос – где предлагается выбрать правильный вариант ответов, заполнить пропуск в тексте, принимать участие в аукционе загадок.
КВН – это прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические практические знания. Музыкальный салон – эта форма эстетического развития, духовного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев.
Круглые столы, деловая игра, мастер класса.
Все эти формы работы заставляет воспитателей размышлять и отстаивать свою точку зрения, быть в курсе педагогических новшеств, изменений в области образования.
В результате нашей методической работе выстроилась вот такая структурная модель, к этой модели относятся
*педагогический совет
*проектный совет
* психологическая служба
* творческие объединения
* школа передового опыта поиск
* медицинская служба
И можно сказать, что педагоги нашего детского сада распределились на три группы.
* педагоги новаторы - 36%
* педагоги с устоявшим стажем работы – 34%
* молодые педагоги – 30%
Проведенный на выходе исследования контрольный замер уровня компетентности воспитателей позволил проследить динамику результативности.
Обработка данных выявила позитивные изменения общего уровня профессиональной компетентности воспитателей : высокий уровень достиг 78% против 32%; средний уровень 22%, низкий уровень отсутствует. Повышение профессиональной компетентности педагогов позволило выйти на некоторые результаты. В коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работы. Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников выявила положительную динамику:
повысился уровень адаптации детей к детскому саду
повысился уровень социальной компетентности средних и старших дошкольников
повысился уровень у детей к духовно-нравственным ценностям
у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления
Наблюдается рост педагогической компетентности воспитателей повысили квалификационную категорию.
Принимают участие в конкурсах
ЭкоЛидер -2008 региональный
ЭкоЛидер-2009 региональный
Учитель 2010 года окружной, областной
Детский сад года окружной
2009-2010 учебный год - участники окружного и областного конкурса «Уголок живой природы» Диплом 2 место;
2009 г. – участники регионального конкурса творческих работ «Рождественская сказка», 6 грамот за творческий дебют;
2010 г. - участники областного конкурса «Зеленая планета глазами детей» Диплом;
Районный фестиваль художественной самодеятельности «Салют, Победа» Грамота;
Областная акция «Читаем детям о войне» Диплом;
Межрегиональная научно - практическая конференция «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»
Окружная научно-практическая конференция «Основные итоги приоритетного национального проекта «Образование» и его влияние на инновационные процессы в системе образования округа» (март 2013 г.)
«Приобщение детей к народным традициям через использование в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра». (Cертификаты)
Региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций
«Эмоциональное и речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность» - презентация авторского проекта.
Районный фестиваль «День зашиты детей» Диплом
«Воспитание у дошкольников чувства уважения к своей семье, родному дому, национальной культуре
Таким образом, можно сделать вывод о том, что введения разнообразных форм работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать, повышению профессиональной компетентности воспитателей.