Гололобова Людмила
Повышение компетентности педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей». Кроме этого, Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Публикация «Повышение компетентности педагогов ДОУ» размещена в разделах
Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны. Итак, рассмотрим данные понятия.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности. " В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя" - К. Д. Ушинский.
Цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников - это профессиональный рост педагога (М. М. Поташник, академик Российской академии).
Встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как же они влияют друг на друга? Они существуют в тесном взаимодействии. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога как о положительных изменениях, развитии профессиональных и личностных качеств. Развитие профессионально-личностного роста педагога – приоритетное направление деятельности методической работы.
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения дело довольно сложное. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня эффективнее использовать активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:
1. оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
2. обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
3. обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;
4. отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;
Задачи методической работы:
- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности совпадает с задачами методической работы.
Белая К. Ю. утверждает что, важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки – это:
1) мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий;
2) рост творческой активности педагогов в методической работе на различных уровнях;
3) показатели здоровья детей;
4) уровень развития детей.
Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, не забывая об индивидуальности и развитии личности каждого ребенка. Недаром в ФГОС ДО особое внимание уделено развитию воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной, исследовательской, проектной деятельности, в форме творческой активности.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ : выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.
- Обеспечение информационной, методической, технологической готовностью педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО.
- Повышение качества образования в ДОУ.
- Расширение возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
Исходя из вышесказанного, работа с педагогами по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов осуществляется в процессе:
- самообразовательной работы;
- совершенствования проектной культуры педагога.
- овладения информационно-коммуникационными технологиями;
Самообразование - важное звено в целостной системе методической работы, комплексный и творческий процесс самостоятельного постижения воспитателями методов и приемов работы с детьми.
В условиях реализации ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.
В качестве стимулов, поддерживающих активность можно использовать внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т. д. Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.
Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул - работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы с детьми. Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время.
Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития дошкольного учреждения, системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности т. к. именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад. Владение ИКТ позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. На сегодняшний день педагогами созданы личные сайты в системе «Электронное образование в Республике Татарстан», пополняются портфолио, оформляются презентации, способствующие обобщению и распространению своего опыта работы.
Проектная культура педагога как часть профессиональной компетентности
Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и на курсах повышения квалификации.
Цель проектной деятельности - создание условий для инновационной деятельности в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.
Темы для разработки педагогами проектов, мини-проектов выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация. Целью презентации являются:
- предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
- обучение педагогов умению презентовать свою работу;
- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;
- обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Развитие проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Разнообразие форм и методов развития компетентности педагогов.
Из множества форм и методов, используемых в работе с педагогами, направленных на развитие компетентности еще можно выделить следующие:
1. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
2. Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
3. Коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.
4. Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения является научно-методический совет. В работу научно-методического совета включена творческая группа педагогов, научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая ДОУ и старший воспитатель.
В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важное место в содержании работы научно-методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.
Важным в работе научно-методического совета является анализ инновационных способов и приемов, их реализации в социокультурном пространстве, изучение их влияния на степень развития ребенка.
5. Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:
• общая эрудиция;
• умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
• профессиональные знания, умения, навыки;
6. Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником?»
7. Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, неподдающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада». Эффективной формой является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
8. Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
9. Ещё одна форма, которую можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей и родителей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка» :
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Кроме этого, формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении, являются:
- организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно получить ответную реакцию от педагогов, обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение);
- организация деятельности «творческой группы»;
- обучающие семинары по вопросам ФГОС ДО (продуктивная форма повышения квалификации педагогов : на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки).
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами региона, района, города (изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению).
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.
В ходе методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов можно определить прямую зависимость качества образования и воспитания в дошкольном учреждении от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Педагог - это :
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству.
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.
3. Способный организовать рефлексивную деятельность.
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система инновационных форм работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы в ДОУ и сплотит коллектив педагогов. Главное подобрать «ключик» к каждому педагогу.
Список использованной литературы
Арабаджи В. А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М. : Творческий центр, 2005.
Волобуева Л. М., Миренко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. 2006. № 6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Яковлева Г. В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6.
Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Управление качеством образовательного процесса в ДОУ». – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007.
Вершинина Н. Б, Суханова Т. И. «Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы». – Волгоград: Учитель, 2008.
Панкова Е. П. «Повышаем профессиональную компетентность воспитателей «// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008 - № 8.
Кащеева Н. В. «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. «Сопровождение молодых кадров. Наставничество» Москва, 2018.
Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Формирование профессиональной компетентности молых педагогов дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №24.
Пашкевич Т. Д. Петрусевич В. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. 2010. № 3