Светлана Ермакова
Поступление ребенка в детский сад
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей.
Для малыша – это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками
Публикация «Поступление ребенка в детский сад» размещена в разделах
, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического.
Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Базовая ценность – здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы
, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Р. Р. Калининой. Авторы этих исследователей, подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания детей к условиям детского сада особенно актуальной.
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Между тем период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ и родителей.
Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Воспитательно- образовательный процесс строю в соответствии с Законом РФ от 29.12.2013 N273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательной программой ДОУ на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Работая по программе «От рождения до школы» столкнулась с проблемой в тематическом планировании работы с детьми от 2 до 3 лет. На адаптационный период к условиям детского сада отводится 4-я неделя августа и 1-я неделя сентября, что не учитывает болеющих детей, которые после болезни нуждаются в повторной адаптации. А также пополнение группы вновь поступающими детьми происходит неравномерно. При этих случаях сохранения низкого уровня адаптации, рекомендуется продолжение коррекционно-развивающей работы
и поддерживающих мер до окончания адаптационного периода.
В результате возникает противоречие: период перехода ребёнка из семьи в детский сад важный и значимый этап. Семья и детский сад это два «социальных института», которые объединены алгоритмом доверия и взаимопонимания. С одной стороны, необходимо принять решение отдать ребёнка в детский сад, с другой стороны, со стороны детского сада, необходимо создать благоприятные условия, которые способствуют эмоциональному благополучию ребёнка в восприятии новой социальной среды.