Построение индивидуальной образовательной траектории
▼ Скачать + Заказать документы
Как на дереве нет двух одинаковых листьев, так нет двух дошкольников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
Построение индивидуальной образовательной траектории обусловлено тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех детей одинаков.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании. Под личностным потенциалом здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Индивидуальная образовательная траектория отражает идеи : индивидуализации и дифференциации.
Публикация «Построение индивидуальной образовательной траектории» размещена в разделах
Универсального рецепта создания индивидуальной образовательной траектории в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. С помощью индивидуальных образовательных траекторий происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
При поступлении в школу с родителями будущих первоклассников проводится анкетирование о наклонностях и способностях их детей. Контингент детей разный, и не все родители знают, какими способностями обладает их ребенок. Наша главная функция – изучить своих воспитанников.
Со слов родителей и воспитателей дошкольного учреждения у преподавателя уже имеются первые сведения о каждом ученике.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т. е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки.
Анализ результатов педагогической диагностики позволяет определить так называемые «болевые точки» об уровне подготовленности детей к обучению. Перед учителем встает вопрос: как организовать обучение учеников по их собственным, но разным траекториям? Возникает необходимость применения разных форм, методов и технологий в урочной деятельности.
Одним из примеров применения индивидуальных образовательных траекторий является деление группы на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости подгруппы.
1 группа - дети с высокими учебными способностями (высокий уровень развития и высокая работоспособность). Эти дети ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2 группа – со средними способностями (средний уровень работоспособности). Эта группа учащихся выполняет задания 1 группы, но с помощью взрослого или опорных схем, или после разъяснения сильных детей.
3 группа – учащиеся со способностями ниже среднего. Эта группа требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений на уроке. В работе с такими учащимися при дифференцированном подходе нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.
При процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Таким образом, при обучении осуществляется учет индивидуально – типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения.