Любимова Людмила Николаевна
Пособие по артикуляционной гимнастике «Волшебные кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»
(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")
Пособие по артикуляционной гимнастике
«Волшебные кубики»
Подготовила: Учитель логопед Любимова Л. Н.
г. Дедовск
Публикация «Пособие по артикуляционной гимнастике „Волшебные кубики“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Темочки
Пособие по артикуляционной гимнастике «Волшебные кубики» в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи.
Формирование всех компонентов речи ребенка – важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Детям с общим недоразвитием речи свойственны аграмматизмы, трудности в построении связного высказывания, нарушения фонематических процессов и звукопроизношения. Работа по формированию и развитию всех перечисленных компонентов речи порой монотонна и длительна, требует от дошкольника многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса.
Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с кубиками.
Цель применения данного пособия : развитие артикуляционного аппарата и речи дошкольников посредством использования логопедических кубиков.
Задачи:
- активизация основных движений артикуляционного аппарата.
-развитие артикуляционного аппарата для постановки звуков верхнего и нижнего подъема.
-тренировка целенаправленной сильной воздушной струи.
- развивать их коммуникативные навыки, навыки сотрудничества в игре, мелкую моторику;
- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.
Это и автоматизации звуков, и формирование навыков звукового анализа и синтеза, и отработка навыка употребления предлогов в речи. Кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Кубики очень яркие и мгновенно привлекают внимание детей.
Кубики имеют 3 комплекса упражнений:
-Подготовительный этап.
1. Комплекс артикуляционной гимнастике для щек, для губ, для языка. (все упр. выполняются перед зеркалом.)
1. «Забор». Максимально растянуть губы (улыбка, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних.
2. «Окно». Из полож. «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.
1. «Забор». Максимально растянуть губы (улыбка, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних.
2. «Трубочка» сложить губы трубочкой и вытянуть вперед. (чередовать упражнения)
1. «Забор». Максимально растянуть губы (улыбка, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних.
2. «Хоботок» сомкнуть губы, вытянуть вперед и напрячь. (чередовать упражнения)
1. «Забор». Максимально растянуть губы (улыбка, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних.
2. «Окно». Из полож. «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.
3. «Качели» из полож. «Окно» широкий язык поднять за верхние зубы, прикоснуться к бугоркам. Опустить за нижние зубы.
-Артикуляционная гимнастика для звуков верхнего подъема.
2. Комплекс артикуляционной гимнастике. (Все упр. выполняются перед зеркалом.)
1. «Забор».
Максимально растянуть губы (улыбка, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних.
2. «Окно».
Из полож. «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.
3. «Парус».
Из полож. «Окно» язык поднимается к верхним резцам.
4. «Маляр» или «Грибок»
Из полож. «Парус» продвигать язык по небу вперед-назад. Челюсть должна оставаться неподвижной.
-Артикуляционная гимнастика для звуков нижнего подъема.
3. Комплекс артикуляционная гимнастика. (Все упр. выполняются перед зеркалом.)
1. «Забор».
Максимально растянуть губы (улыбка, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних.
2. «Окно».
Из полож. «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.
3. «Мост».
Из полож. «Окно» расположить язык за нижними резцами.
4. «Почистить зубы» или «Кошка сердится»
Из полож. «Мост» делать «чистящие» движения языком из стороны в сторону по внутренней поверхности нижних резцов. Челюсть неподвижна.
Волшебные артикуляционные логопедические кубики.
Игровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Применение: индивидуальная форма работы.
1. Вариант игры:
С начала логопед показывает артикуляционное упражнение ребенку и ставит кубик на кубик и получается один из комплексов упражнений. После этого логопед показывает ребенку артикуляционную позу и в это время ребенок самостоятельно выстраивает пирамиду из артикуляционных кубиков.
2. Вариант игры:
Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, символ-картинка, которого выпал. Для достижения наибольшей эффективности на одном кубике компонуются артикуляционные упражнения на определенную группу звуков – для свистящих, шипящих или сонорных звуков. Например: «Забор», «Окно», «Мост», «Почистить зубы». Применение логопедических кубиков в коррекционной работе можно сопровождать стихами. Например, озвучить, выпавший на кубике символ-картинку артикуляционного упражнения - «на качелях я качаюсь – вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз», «язык лопаткой положи, его края приподними, получилась чашечка, почти круглая она; в рот ее ты занеси и краям зубам прижми».