Маргарита Оборотова
Посещение семьи воспитателем. Воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями включается в качестве обязательного раздела в план воспитательной работы. Планируются все ее формы: групповые собрания, доклады и беседы, консультации, посещения на дому, средства наглядной педагогической пропаганды (оформление стендов, уголков для родителей и т. п.). В плане обозначаются сроки, тематика групповых бесед и докладов, примерный график посещения семей (в течение года могут быть внесены уточнения, ведется учет работы с родителями, посещений, консультаций; фиксируются вопросы, заданные родителями. Анализ этих материалов поможет воспитателю глубже понять особенности поведения детей и обеспечить единый подход к ребенку, определить, опыт каких семей следует популяризировать, какие семьи нуждаются в помощи детского сада. Воспитатель должен быть осведомлен об издаваемой педагогической литературе по вопросам воспитания детей раннего возраста в семье и рекомендовать ее родителям. В этом может помочь старший воспитатель детского учреждения. Полезно организовывать обсуждение книг, статей из журнала «Дошкольное воспитание» по вопросам воспитания детей раннего возраста.
Публикация «Посещение семьи воспитателем, Воспитание детей» размещена в разделах
Посещение семьи — обязательная и необходимая форма работы с родителями детей раннего возраста. Воспитатель по возможности должен посетить семьи в самом начале года. С родителями, дети которых только поступают в ясли-сад, надо до первого посещения ребенка договориться, в какое время лучше привести и забрать его, узнать о его умениях, привычках, вкусах, с тем чтобы учесть все это в первый же день. Даже если ребенок второго года посещал ясли (ясли-сад, новому воспитателю нужно познакомиться с ним дома. Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня и методах воспитания в детском саду, просит родителей придерживаться их и дома. В течение года воспитатель повторно посещает семьи некоторых своих воспитанников, в первую очередь те семьи, в которых, по его мнению, ребенку не уделяется необходимого внимания, а также и те, в которых малыша излишне опекают, балуют. Если ребенок приходит в группу возбужденным или, напротив, вялым, воспитатель при посещении семьи выясняет, каков режим жизни ребенка дома, настоятельно советует, что надо изменить. В тех случаях, когда родители жалуются на то, что ребенок вечером долго не засыпает, не хочет ложиться спать, воспитатель выясняет, как проводит он вечернее время, рекомендует не перевозбуждать малыша перед укладыванием, обращает внимание взрослых членов семьи на то, что переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным. Надо повторно посетить и тех детей, которые часто болеют. При этом нередко выявляются причины легкоустранимые: ребенка чрезмерно кутают, комнату, где он находится, не проветривают. Понятно, что дети, привыкшие к таким тепличным условиям, легко простужаются. Групповые родительские собрания проводятся один раз в 2—3 месяца. В год вполне достаточно 4—5 собраний для обсуждения наиболее важных психолого-педагогических и медицинских вопросов со всем составом родителей при условии систематического проведения индивидуальных (или с небольшими группами родителей) бесед, консультаций, при повседневном тесном контакте с членами семей воспитанников группы.
Работа с родителями Воспитание детей
Педагогическое просвещение родителей, дети которых посещают группы раннего возраста,— обязательная составная часть работы дошкольных учреждений. Родителям необходимо дать знания о возрастных психофизических особенностях, задачах, содержании и методах воспитания детей первого и второго года жизни, чтобы обеспечить единый подход в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и семье. Согласованность воздействий на ребенка воспитателей и родителей является необходимым условием его своевременного всестороннего развития.
С этой целью организуется родительский всеобуч. Педагогическим просвещением должны быть охвачены все семьи микрорайона, т. е. и те родители, дети которых не посещают ясли или я ели-сад. Распространение среди населения знаний о воспитании детей-раннего возраста приобретает особое значение в связи с реформой общеобразовательной школы, поскольку подготовка ребенка к обучению в школе, к будущей взрослой жизни начинается уже в раннем возрасте, когда закладываются основы физического и психического здоровья ребенка, всестороннего развития его физических и духовных сил. Как будет раззиваться ребенок, когда станет старше, какими будут его отношения с окружающими людьми, во многом зависит от того, придется ли взрослым развивать и продолжать то, что они воспитали у малыша, или возникнет необходимость наверстывать упущенное, «ломать» закрепившееся. Молодые родители, не владеющие педагогическими знаниями, нередко наносят ущерб воспитанию ребенка, вовсе не желая этого. Воспитатель должен раскрыть перед ними основные положения педагогики раннего детства, ответить на все родительские «как» и «почему». У некоторых молодых родителей, особенно имеющих первого ребенка, порой не только нет педагогических знаний, но и представления об их необходимости. Среди них довольно широко распространено мнение, будто маленький ребенок нуждается только в хорошем уходе, а его воспитание — дело будущего. Педагог детского учреждения призван убедить родителей в важности правильного, направленного воспитания ребенка с первых дней его жизни. Специфика работы воспитателей групп раннего возраста с родителями обусловлена возрастными психофизиологическими особенностями детей первых двух лет жизни. Стремительный темп развития детей этого возраста ведет к необходимости более часто, чем в последующем, изменять задачи, содержание, методы воспитания и режим дня. Поэтому требуется и более частое (по сравнению с дошкольными группами) общение педагогов с семьей, в процессе которого родители знакомятся с тем новым, что должно быть внесено в воспитание ребенка на каждой очередной возрастной ступени. Поскольку в первые годы жизни ребенка особенно выражены индивидуальные различия в темпе развития, наряду с общими формами работы с родителями большое место отводится и индивидуальным. Специальное внимание следует уделять тем родителям, дети которых впервые стали посещать детское учреждение, с тем чтобы совместными усилиями облегчить ребенку процесс адаптацииПоскольку группы комплектуются таким образом, что в них могут оказаться дети разных возрастных подгрупп, каждая из которых имеет свой режим дня и некоторые особенности воспитания, целесообразно проводить работу с родителями дифференцированно, объединяя их в соответствии с возрастом детей (кроме общих собраний родителей всех детей группы).
Групповые и индивидуальные беседы с родителями Воспитание детей» Второй год жизни ребенка
Групповые и индивидуальные беседы воспитатель посвящает также организации активного бодрствования детей в семье. Особое внимание уделяет развитию движений, двигательной активности малыша, знакомит родителей с возрастными особенностями развития движений, с тем, какие умения и навыки ребенок должен приобрести на протяжении раннего детства и в какие возрастные сроки. Воспитатель раскрывает значение двигательной активности для детского организма. С теми родителями, чьи дети отстают в развитии движений, беседует индивидуально, выясняет причины этого, оказывает необходимую помощь.
Некоторые родители, боясь простудить малыша, избегают проветривания жилого помещения, произвольно сокращают время прогулок. В беседах, посвященных режиму дня, надо уделить внимание прогулке, посоветовать родителям, как организовать ее, чтобы ребенок не просто двигался, но и получал разнообразные впечатления, которые важны для его умственного развития. Воспитатель предостерегает родителей от чрезмерного увлечения прогулочными колясками, в которых дети, умеющие ходить, порой проводят слишком много времени. Он советует родителям предоставлять ребенку возможность самостоятельно и разнообразно двигаться: ходить по неровной поверхности, перешагивать через небольшие препятствия, подниматься на небольшие возвышения и т. п. Для освещения вопросов, касающихся закаливания, питания, массажа, гимнастики, желательно привлекать медицинский персонал. Врач или медицинская сестра должны поговорить с родителями и об одежде ребенка в соответствии с сезоном. Воспитатель помогает родителям преодолеть наиболее характерные ошибки в организации сна, бодрствования и кормления детей. Следует предостеречь матерей от укачивания, пустышки, которыми нередко еще пытаются успокоить плачущего малыша, а порой качают или дают соску без всякой нужды, считая пустышку обязательным атрибутом младенца. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что этими средствами ребенка можно успокоить лишь на короткое время, поскольку плач, как правило, имеет какую-то причину, которую надо устранить. Если ребенка укачивают, по всякому поводу и без него дают пустышку, у него формируются вредные привычки и возникают новые причины для крика. Плач ребенка — сигнал о его плохом самочувствии, может быть, недоедании, несоответствии режима дня его индивидуальным особенностям и т. д. Воспитатель должен помочь матери установить причину частого плача ребенка, если необходимо, привлечь для консультации врача. Есть родители, считающие, что пока ребенок не говорит, он не нуждается в общении, ему достаточно того, что он накормлен, лежит в сухой, теплой постели, а над его кроваткой повешены яркие погремушки. Необходимо разъяснять родителям, как важно для развития ребенка разговаривать с ним, играть. Следует провести специальную консультацию, посвященную играм детей : рассказать, как их организовать, какие приобрести игрушки, как взрослый должен стимулировать действия ребенка с ними. Необходимо подчеркнуть, что родители должны беречьнервную систему ребенка, не переутомлять его, уделять игре и общению с ребенком столько времени, сколько предусмотрено режимом дня.
Беседы с родителями о здоровье и развитии детей Воспитание детей
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического развития и воспитания должны быть в центре внимания воспитателя при организации педагогического просвещения родителей. Примерные темы бесед по вопросам физического воспитания :
1. Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития.
2. Режим дня и его значение.
3. Развитие двигательных навыков и двигательной активности.
4. Формирование гигиенических навыков и привычек.
5. Организация прогулок с детьми.
Вопросы физического воспитания могут найти отражение и в уголке для родителей. Здесь помещают показатели физического развития (масса, рост детей, показатели развития движений, режим дня с указанием, кто из детей живет по данному режиму, рекомендации по питанию детей дома, показатели овладения гигиеническими навыками. На групповых собраниях, в индивидуальных беседах следует ознакомить родителей с задачами, содержанием и методами умственного воспитания. В начале года проводится беседа, в которой педагог рассказывает, какие задачи умственного развития детей данного возраста стоят перед детским садом и семьей. Родителей знакомят с тем, как и чем следует заниматься с ребенком, чтобы способствовать развитию его восприятия, мышления, памяти, наблюдательности, рассказывают, какие занятия проводятся в детском саду. Особенно следует остановиться на правильном подборе игрушек, так как именно в этом вопросе родители допускают немало ошибок, покупая игрушки дорогие, но не соответствующие задачам развития ребенка данного возраста. Учитывая, что в семьях взрослые нередко, «подстраиваясь» под произношение малыша, коверкают слова, злоупотребляют словами в уменьшительной форме, воспитатель советует разговаривать с детьми размеренно, правильно и четко произносить слова, а так называемые облегченные слова (например, «киса», «ава», и т. п.) употреблять одновременно с правильным называнием предмета или действия. Он советует учить детей вслед за взрослым произносить слова и фразы, задавать вопросы и отвечать на них. Знакомит родителей с требованиями программы к развитию речи детей. Поскольку темп развития речи у детей раннего возраста различен, воспитатель не ограничивается докладом на общем собрании и проводит беседу с группами родителей, дети которых имеют одинаковый уровень развития речи, а также индивидуальные — с теми родителями, дети которых отстают в речевом развитии. Он знакомит родителей с занятиями, которые проводятся с детьми по развитию речи. Полезно оформить специальный стенд, посвященный содержанию и методам развития речи, в уголке для родителей поместить возрастные показатели развития речи, чтобы родители могли соотнести их с реальными достижениями ребенка.
Примерная тематика бесед по умственному воспитанию и развитию речи :
Задачи, содержание и методы умственного воспитания детей раннего возраста.
Как и чем заниматься с ребенком дома, чтобы способствовать его умственному развитию.
Какие игрушки покупать малышу.
Задачи и методы развития речи.
Показатели развития речи ребенка раннего возраста.
Занятия с парными картинками, лото «Чудесный мешочек» как средство развития речи.
Сюжетная игрушка и ее роль в умственно-речевом развитии ребенка.
Как развивать речь ребенка во время прогулки.
Беседа на ту или иную тему будет эффективной и понятной для родителей, если воспитатель не ограничится объяснениями, а продемонстрирует игрушки, пособия и методы их использования для развития речи и умственного воспитания. Поскольку из гигиенических соображений воспитатель не может пригласить родителей в группу для наблюдений, он показывает им фотографии, отражающие занятия.
Большая работа проводится с родителями по вопросам формирования у детей предпосылок нравственного и эстетического воспитания. При этом используются те же формы, что и в отношении физического и умственного воспитания, т. е. доклады, беседы, консультации. Нередко родители недооценивают возможности маленького ребенка в проявлении самостоятельности, овладении простейшими правилами поведения, выполняют за ребенка то, что он может сделать сам. Поэтому развитию навыков1 самообслуживания, привычек культурного поведения, положительного отношения к окружающим взрослым и сверстникам воспитатель посвящает не одну, а несколько бесед. Он приводит примеры из жизни группы, которые убеждают родителей в том, что дети этого возраста уже могут научиться не только частично обслуживать себя — самостоятельно есть, раздеваться, одеваться, но и оказывать посильную помощь взрослым в наведении порядка в игровом уголке. Рекомендует поддерживать у малышей привычку убирать на место игрушки после окончания игры, складывать кубики в коробку и другие полезные привычки, которые воспитывают у ребенка в детском саду. Советует учить ребенка делиться с товарищами угощением, игрушками, сочувствовать тому, кто плачет, упал, ушибся. Все это — начало доброты, благожелательного отношения к окружающим. Приводимые воспитателем примеры помогут родителям конкретнее представить истоки нравственности и их значение.