Марина Кондратенко
Консультация «Поощрение или наказание — за или против»
▼ Скачать + Заказать документы
Поощрение или наказание – за или против.
Поощрение и наказание – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Современная педагогика всё чаще теряется в поисках ответа на вопрос: стоит ли наказывать или стоит прощать ребенка за определенные поступки. И речь идё т не только об общих вопросах типа что лучше: «Кнут или пряник?», а вопрос оказывается куда глубже, намного актуальнее.
Публикация «Консультация „Поощрение или наказание — за или против“» размещена в разделах
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Ты молодец, справился с трудной задачей», «Мне нравится твоя сила воли», «Я очень довольна твоими успехами», все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам детей: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. Надо помнить, что чем больше взрослые используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л. Ю. Гордин, Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям - только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.
Яркий и продуктивный пример грамотного применения наказаний и поощрений – педагогический опыт А. С. Макаренко. Собрав в своём отряде (колонии) несколько десятков самых отъявленных молодых преступников, советский педагог смог добиться потрясающих результатов. Главное, что дал педагогической науке Макаренко в этом плане – это принцип, что наказание должно быть крайне редким, максимально щадящим и быть исключительной мерой по сравнению с поощрением.
А. С. Макаренко правильно указал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Если правильно использовать наказание и поощрение в воспитании ребенка, то можно предотвратить или преодолеть девиантное поведение.
Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.
Дети не растут самостоятельно. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания - формирование привычки к правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.
Я считаю, что надо:
- чаще хвалить ребенка, чем осуждать; подбадривать, а не подмечать неудачи; вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить уже ничего невозможно;
- чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые;
- не надо самим создавать опасные прецеденты, надо быть последовательными – запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми;
- воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием;
- не ущемлять достоинство и самолюбие ребенка;
- если есть сомнения, наказывать или нет, - не наказывайте!
Надо помнить, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
- проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
- упрямство – свидетельство желания быть независимым;
- агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
Таким образом, процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Но главным методом воспитания, я считаю, - это убеждение. А для этого надо разговаривать со своим ребенком, общаться с ним, искать примеры положительного подтверждения своих мыслей, быть тактичными, убеждая его.