юлия грибова
Портфолио воспитателя
Портфолио воспитателя
1. Общие сведения о педагоге.
Детство… Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с этим миром.
Я могу похвастаться тем, что всю свою жизнь живу в этом беспечном и самом радостном мире. Я воспитатель детского сада, и я горжусь тем, что я человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому счастлива я, счастливы мои малыши, счастливы их родители. Доброта и милосердие должны быть присущи каждому человеку, живущему среди нас, тем более воспитателю, так как ему доверяют самое дорогое – своих любимых, неповторимых детей. Сказать, что работа это каждодневный праздник - трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Настоящий воспитатель – он мастер на все руки, понемногу всё умеет и всё знает, но в чем– то одном он должен быть особенно талантлив: либо уметь замечательно петь, танцевать, или, же творить своими руками, чтобы это было его изюминкой. Этапы жизни настоящего воспитателя измеряются не годами и не периодами, здесь со-всем другая мера – воспитанники, выросшие и ушедшие в жизнь.
Публикация «Портфолио воспитателя» размещена в разделах
- Портфолио воспитателя и педагога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В 1997 году я переступила порог детского сада № 1 и работаю уже 16 лет.
Мое педагогическое кредо: любить, вкладывать, воспитывать и развивать. Каждый ребёнок – маленький цветочек, и от того, с какой теплотой, добротой, усердием растить зависит, как раскроется этот цветок.
1.1 Имею высшее образование, окончила Иркутский Государственный Педагогический Университет в 2002г, «Олигофренопедагог». Трудовой стаж составляет 20 лет, педагогический 17 лет. (Приложение 1.1.)
1.2 Курсовая подготовка.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень
- обучение в ОГОУ ДПО «Иркутский ИКПРО», «Современные стратегии реализации дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования», (72ч). 2010 г г. Иркутск.
-обучение в ОГОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» по теме «Интернет-технологии. Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности работников образования», (72 ч). 2011г. г. Иркутск (Приложение 1.2).
2. Методическая деятельность.
2.1 Организацию образовательного процесса осуществляю на основе основной обще-образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с легкой, умеренной умственной отсталостью. Муниципального казенного до-школьного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад компенсирующего вида №1 «Буратино», которая написана на основе специальных коррекционных программ и в частности по специальной программой для детей моей группы «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред. Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой.
С 2008 года я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью легкой степени. Дети, посещающие нашу группу разно-возрастные. Для дошкольников характерны быстрая утомляемость, раздражительность, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость или преобладание вялости, пассивности, расторможенности. Они имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форма, величина, недостаточно ориентируются в пространстве. Поэтому одним из важнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста. При этом мы учитываем специфику психического развития при интеллектуальной недостаточности, структуру нарушения, а также актуальный и потенциальный уровень развития каждого ребенка. В своей практике я стараюсь максимально использовать игровые приемы, а детям предлагаю игровые задачи, при решении которых формируется определенный навык. Развиваю познавательные процессы: внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь, мелкую моторику, уметь сравнивать предметы, находить различия и сходства, классифицировать, выделять части, устанавливать причинно-следственные зависимости в игровой деятельности, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом индивидуально-личностных особенностей детей. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта я осуществляю в разнообразной игровой, познавательно – исследовательской, совместной и самостоятельной деятельности.
2.2 Использование в образовательном процессе ДОУ здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей.
Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенном снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста (Р. Б. Стеркина, С. М. Мартынов, Т. С. Грядкина и др., что обусловлено ухудшением социально - экологических и экологических условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Анализ проведенных отечественными ученными исследований показал, что современное состояние здоровье детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность дефектов и заболеваний опорно-двигательного аппарата 75 %, функциональных отклонений органов и систем более 70 %, хронических заболеваний 50 %. Увеличивается число детей с врожденными пороками.
Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
2.4. Использование воспитателем информационно-коммуникативных технологий:
Прохождение курсов пользования ПК; 2011г. г. Иркутск. ОГОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», «Интернет-технологии. Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности работников образования», (72 ч). (Приложение 2.4)
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Для занятий по ознакомлению и закреплению изученного материала любой лексической темы разрабатываю презентации с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий, с учетом особенностей развития детей, которые помогают на занятиях удерживать внимание ребенка. Когда обучающий материал дается в игровой форме, это помогает сформировать умения детей решать поставленные перед ним задачи, искать способы их решения, что способствует развитию логического мышления. Часто пользуюсь материалами этих электронных ресурсов.
В группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта педагог совместно с учителем-дефектологом участвует в исправлении у детей речевых дефектов, коррекции познавательной деятельности. Я работаю по плану учителя-дефектолога и выполняю с детьми различные задания по автоматизации поставленных звуков, закрепления наработанного речевого материала. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Мною разработаны несколько презентаций по лексическим темам: овощи, фрукты, домашние, дикие животные, времена года.
2.5. Результаты и качество работы по повышению профессиональной компетентности (самообразование).
С 2008 года я работала над темой: «Сенсорное развитие в процессе изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в развитии». В апреле 2011 года я выступала с этой работой на Первом районном педагогическом чтении работников дошкольного образования. В 2012 году на районом методическом объединении «Планирование и организация изобразительной деятельности в ДОУ» выступила с опытом работы: «Сенсорное развитие в процессе изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в развитии». В этом году я выбрала РМО «Познавательное развитие дошкольников» и тему по самообразованию: «Развитие познавательных процессов через конструирование». Тему считаю актуальной, так как умственное воспитание является одной из составляющих в системе коррекционно-образовательной работы с детьми, поскольку нарушение познавательной деятельности является основным. Умственное развитие детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда результаты восприятия используются тут же в различных видах деятельности.
Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта через конструирование.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Применить полученные знания в работе с детьми.
3. Обобщить опыт работы по данной теме
2.6. Публичное представление педагогического опыта.
В 2012 году я представляла опыт работы по теме: «Сенсорное развитие в процессе изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в развитии» и получила сертификат участника районного методического объединения «Планирование и организация изо. деятельности в ДОУ» (Приложение 2.6)
3. Результаты педагогической деятельности.
3.2 Уровень заболеваемости детей.
Дети, посещающие мою группу, имеют 2 группу здоровья – 3 ребенка, 3 группу здоровья - 2 ребенка, 4 группу здоровья - 6 человек. (Приложение 3.2.)
4. Предметно - развивающая среда.
4.1 Организация предметно-развивающей среды в группе.
Коррекционно-развивающая работа педагогов направлена на формирование и преобразование «житейского» опыта детей с ограниченными возможностями здоровья. Она строится таким образом, чтобы каждый ребенок, включенный в образовательный процесс, мог активно, целенаправленно, осознанно овладевать физической и социальной «картиной мира». Развитие и обогащение житейского и элементарного научного опыта детей в соответствии с программой обучения осуществляется в предметно-практической, игровой, трудовой, речевой деятельности. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребенка и отвечает его индивидуальным способностям.
При построении развивающей среды в нашей группе, которую посещают дети с нарушением развития, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего
• сочетание привычных и неординарных элементов - Мы поставили цель: в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво, в оформлении помещений стараемся соблюдать единый стиль; При окраске помещений мы учитываем то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдали предпочтение светло-зеленому, бежевому, светло- голубому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, используем яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, картины, игрушки и т. д.
• открытость - закрытость пространства;
• гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка;
• возможность свободного выбора деятельности;
• принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.
Психофизиологические особенности детей с проблемами психофизического и речевого развития предполагают на первоначальном этапе коррекционной работы максимальное насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.
Наше групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
• спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги, уголок творчества.
• средней интенсивности: уголок сказки, музыкальный уголок, зона конструирования, центр игры, познавательно-речевой уголок.
• зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Как театр начинается с вешалки, так и жизнь наших детей в детском саду начинается с раздевальной комнаты: и малышам, и взрослым здесь комфортно и уютно. Здесь на стенде, который так и называется: «Для Вас родители» мы ежедневно и еженедельно меняем информацию в помощь родителям в овладении педагогической и психологической культурой и в привлечении их к повышению уровня развития элементов социализации у детей. Также есть стенд: «Здравствуйте, я пришел!», где дети отмечают свой приход и уход домой самостоятельно.
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит успешнее, когда в игровой комнате есть спортивный инвентарь. Навыки ходьбы, бега, ползания, общая координация движений, умение ориентироваться в пространстве отрабатываются в играх с помощью спортивного инвентаря, который имеется в группе: мячи, цветные ленточки, скакалки, гимнастические палки, кольцеброс, массажные коврики.
Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей до-школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии требуют особой красочности игрушек и наглядности в уголках, простоты и одновременно выразительности их форм, четкого понимания предназначения того или иного уголка или игры.
Познавательно-речевой уголок представлен большим количеством материала для развития познавательной активности, коррекции познавательных процессов, формирования сенсорных эталонов, обобщения и углубления опыта познания окружающего мира, развития мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия, обогащения словаря.
Рядом находится «уголок творчества», где ребенок самостоятельно или в совместной деятельности может заниматься продуктивной деятельностью с различными материалами, выбор которых большой: краски пальчиковые и акварельные, гуашь, пластилин, соленое тесто и т. д.
В жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра становится ведущей деятельностью, обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности. Поэтому у нас организован центр игры, в котором мы учитываем принцип полового различия. А так как у нас больше мальчиков, чем девочек – соответственно больше машин различного назначения, инструментов, конструкторов различной модификации. Также имеется и кукольный уголок со всеми необходимыми атрибутами, атрибуты для ряжения, большое зеркало, парикмахерская.
Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующего персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу. В уголке «Сказки» у нас живут различные виды театра: настольный, теневой, пальчиковый, маски, настольная и напольная ширмы.
Есть и музыкальный уголок, в котором живут различные музыкальные игрушки: по-гремушки деревянные, свистульки, бубен, барабан, дудочки, деревянные ложки, магнитофон. (Приложение 4.1.)
Для знакомства детей с литературными персонажами и сказочными героями, для установления причинно-следственных связей в произведениях, для обогащения словарного запаса, развития памяти и связанной речи создан «Книжный уголок». Материал в нем обновляется с прохождением новой лексической темой. Русские народные сказки о животных, волшебные сказки, потешки, рассказы о животных и птицах, загадки всё живет здесь.
Для расширения познавательного опыта организован уголок экспериментирования, содержащий различные природные материалы, оборудование и приборы для экспериментов, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования.
5. Работа с родителями.
5.1 Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Работаю в тесном контакте с родителями, которые являются моими помощниками. Совместно с родителями в группе созданы оптимальные условия для всех видов деятельности.
Для того чтобы родители стали активным помощниками и участниками наших проектов необходимо было вовлечь их в жизнь нашей группы, заинтересовать. Постоянные контакты, консультации, диалоги в утренние и вечерние время являются действительной формой помощи в воспитании детей. Также составляем социальный паспорт семьи, где узнаем возраст родителей, образование и профессию, состав семьи. А так же сущностные характеристики семей, образ жизни семьи, при этом учитываю, кто в семье главный, характер и стиль семейных отношений Подробный анализ анкет помогает мне в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующей работы, составлении плана мероприятий. Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
В меняющемся современном мире речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в ДОУ.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Тема проектов в основном рождается из интересов детей. Так, например, с наступлением осенних деньков, мы собираем самые красивые листочки, цветочки, шишки и вместе с родителями устраиваем совместное изготовление и выставку работ. Впечатлений у детей и родителей во время работы над проектами было много. Сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, видя искреннюю заинтересованность педагогов и детей, присоединяются даже самые «стойкие». Тема собрания была: «Вот и наступила золотая осень» (совместная деятельность родителей и детей по изготовлению осенних поделок, аппликаций и т. д., ну а в планах у нас проведение таких мероприятий: «Моя мама самая лучшая» (чаепитие, концерт, «Играем вместе с детьми» (во что дети любят играть и почему? научим этому родителей)