Красюкова Галина Михайловна
Портфолио семьи дошкольника как форма работы с родителями
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время в педагогике используется технология «портфолио»
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Публикация «Портфолио семьи дошкольника как форма работы с родителями» размещена в разделах
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека, семьи, коллектива. Отсюда следует, что портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью, на несколько семей и т. д.
Классификация моделей портфолио применительно к дошкольному учреждению :
1. По принадлежности, авторству (как показатель достижений) :
портфолио педагога
портфолио дошкольника
портфолио дошкольного учреждения
портфолио семьи
портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского)
2. по направленности:
портфолио – собственность – сбор материала для себя
портфолио отчёт – сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы
3. по целеполаганию (как отражение поставленных задач) :
портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению, деятельности
аттестационный – отражает достижения в межаттестационный период – педагога, ДОУ
накопительный – сбор информации (результаты собственной деятельности педагога, ребёнка, ДОУ, опыт коллег, материалы периодической печати и др.) для её дальнейшей обработки и систематизации
тематический – способствует накоплению материала об опыте деятель-ности педагога (ДОУ, коллектива) по определённой тематике, отражает опыт деятельности в рамках определённой темы
проблемный – предполагает сбор информации по проблемам, являю-щимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ, отражает цели, процесс и результат решения поставленной проблеме
оценочно-диагностический – учитывает результаты, достигнутые за определённый период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности педагога (ДОУ)
конкурсный – рейтинговое оценивание деятельности педагога (ДОУ)
рефлексивный – демонстрирует анализ особенностей работы с различ-ными источниками информации (ощущения, размышления, впечатления)
4. по времени создания:
краткосрочный
среднесрочный
долгосрочный
Время работы над портфолио определяется автором, исходя из задач, интересов и необходимости.
5. По оформлению :
в печатном варианте – оформлен в виде папок, картотек, портфелей
в электронном виде
Портфолио-раскраска - этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Портфолио – это результат деятельности автора, потому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.
6. По содержанию:
Портфолио документов – сертификационные (документированные) индивидуальные достижения
Портфолио работ – собрание различных творческих и проектных работ автора.
Портфолио отзывов – включает в себя характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др. Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определённым образом.
Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом. Общепринятая структура включает следующие разделы:
Портрет – раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.
Коллектор – раздел содержит любую информацию, которая собирается в соответствии с целью портфолио; в нём содержится необходимый материал, разработанный педагогами, коллегами, исследователями. Здесь может находиться всё, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности автора портфолио (энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, иллюстрации и т. д.)
Рабочие материалы – раздел, представляющий собой копилку различного рода работ, выполненных автором портфолио.
Достижения – раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии. Обязательно наличие комментария автора, которое поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.
Вид, структуру и содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио, допускается помощь и консультирование руководителей, педагогов, если речь идёт о дошкольнике.
Алгоритм создания портфолио можно представить следующим образом:
цель – вид – содержание – структура – владение, хранение, доступ – оценивание – использование.
Как видим вполне возможно использовать в детском саду такую форму работы, как «Портфолио семьи». Но работа в этом направлении должна вестись очень корректно, в соответствии с требованиями российского и международного законодательства. А именно:
- право ребёнка на защиту неприкосновенности его личной и семейной жизни (ст. 16 «Конвенции о правах ребёнка»);
- право каждого на неприкосновенность личной и семейной жизни (ст. 8 «Европейской Конвенции о защите прав человека»);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия провозглашается на уровне принципа и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии со ст. 6, 9 данного закона «О персональных данных» сбор, обработка и хранение персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта этих данных или его представителя. Случаи обязательного предоставления субъектом своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства могут осуществляться только в соответствии с федеральным законом.
Персональные данные, содержащие информацию о здоровье гражданина, относятся к специальной, наиболее охраняемой категории персональных данных, обработка которых запрещена ст. 10 Закона «О персональных данных». Важно отметить, что органы власти признают необходимость получения согласия родителей на проведение операций с персональными данными детей в связи с оказанием образовательных услуг.
Так, письмо Минобрнауки от 29 июля 2009 г. N 17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных», разъясняющее вопросы применения Закона при обработке персональных данных в образовательных учреждениях, предписывает в обязательном порядке получение письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку, включая сбор, систематизацию и хранение. За незаконный сбор сведений о частной жизни лица без его согласия предусмотрено наказание по статье 137 УК РФ штрафом до 300000 р. или лишением свободы до 4-х лет».
Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ре-бёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Структура может содержать такие разделы, как: «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Мы путешествуем»» «Музей семейных увлечений и хобби»; «Любимые семейные словечки, выражения, поговорки, пословицы, шутки»; «Профессии, которые мы выбираем»; «Наши мечты»; «Мои друзья и друзья семьи»; «Праздники нашей семьи»; «Семейная память»; «Семейные заповеди»
и многое другое.
Эти темы должны быть интересны детям, родителям и педагогам. Такая работа возможна в период работы над образовательными или исследовательскими детскими проектами или в связи с реализацией содержания образовательной деятельности, по какой – то теме.
При этом важно осознавать, что в подготовке и презентации портфолио семьи всегда принимают активное участие родители, а они не всегда хотят или могут это сделать. Настойчивость со стороны педагогов здесь неуместна. Родителей можно только заинтересовать, мотивировать, и только тогда такая работа принесет радость детям и их семьям. Составление портфолио сближает всех членов семьи и, с другой стороны, раскрывает её перед педагогами с лучшей стороны, позволяет совершенствовать детско-родительские взаимоотношения.
Интересна тема для оформления портфолио семьи «Тайна моего имени»
Здесь могут быть рубрики: Мое имя. Как меня хотели назвать родители? Почему назвали именно так? Что означает мое имя? Как ласково меня называют в семье? Сколько фамилий в моей семье?
Опыт показывает, что грамотное использование такой работы как «портфолио семьи» - интересна и перспективна в дошкольном образовании.