Валентина Белоусова
Популяризация чтения как форма практической работы с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Популяризация чтения как форма практической работы с семьей.
Ни у кого нет сомнения в ценности чтения и необходимости книг в жизни человека. Книга в жизни ребенка появляется с раннего возраста. Сначала ему показывают яркие иллюстрации и читают звучные незамысловатые потешки, потом ребенок слушает голоса птиц, животных в книгах-игрушках. Повзрослев, наслаждается сказками, веселыми стихами и забавными рассказами о детях. Художественная литература присутствует у ребенка с рождения, она формирует его личность, воспитывает нравственные качества. Через поступки героев дети учатся видеть и чувствовать, что такое хорошо и что такое плохо. Чтение художественной литературы и заучивание стихов развивает ребенка умственно, помогает усваивать нормы поведения дома и в общественных местах. Книга дает возможность ребенку поразмышлять над новой информацией, домыслить, дофантазировать, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. Но на современном этапе развития человечества, когда в приоритете телевидение и Интернет, различные гаджеты, роль книги ушла на второстепенный план. А в домашнем досуге на первом плане просмотр телепередач, видеоигры, развлечения в телефоне. В современных квартирах стали редкостью домашние библиотеки, посиделки за столом с любимой книгой, чтение вслух. Вместо этого все члены семьи зависают в индивидуальных чатах. И как показывает практика, уже дети-дошкольники предпочитают книге другие источники информации : телевизор, компьютер, планшет, телефон. Плоды этого мы начинаем пожинать уже сегодня: низкая грамотность наших детей, проблемы с речью, восприятием, воображением. Острая необходимость в логопедической поддержке.
Темочки:
На сегодняшний день одной из насущных задач педагогики является привитие любви к художественному слову, уважение к книге. Недаром чтение художественной литературы в календарном плане воспитательно-образовательной работы стоит ежедневно отдельно выделенной строкой. Задача взрослых в том, чтобы заинтересовать ребенка, пробудить интерес к литературным произведениям. Поэтому педагоги нашей группы поставили перед собой цель: популяризировать чтение художественной литературы в группе, а также в семьях воспитанников. Потому что семья – это модель поведения и межличностных отношений. Пример родителей наиболее приоритетный для детей, поэтому в работе по литературному развитию детей педагогическому просвещению родителей отводится особая роль. Им разъясняется особая значимость семейного чтения : оно сближает взрослых и детей.
Для родителей проводятся консультации по использованию в семье фольклора, сказок, поэзии, прозы. Советы и рекомендации предлагаем в папках-передвижках, электронных рассылках. Чтобы популяризировать чтение в семьях воспитанников, мы провели анкетирование «Семейное чтение», причем в начале и в конце года. Проанализировав ответы, выяснили, что к концу года интерес детей к художественной литературе возрастает. Родители сами чаще стали предлагать детям чтение, проводить беседы о прочитанном. Сделали вывод, что работу с родителями по популяризации чтения в семье вести необходимо.
Прежде всего, родителям был предложен список художественной литературы для чтения детям, который соответствует возрастным особенностям детей и авторы, которые писали или пишут для детей данного возраста. Также родителям были предложены рекомендации по чтению детям, где уточняется, что чтение должно быть интересным и непринужденным. Предпочтение отдается тем текстам, в которых герои близки и понятны ребятам, где раскрывается богатство окружающего мира, природы.
В нашей группе в целях воспитания интереса к чтению у детей есть книжный уголок. Регулярно мы проводим выставки книг разных детских писателей и сказочников. Конечно же, не можем обойтись без помощи родителей. Именно они пополняют нашу библиотеку. В последнее время в связи с ограничениями в режиме учреждения приходится искать новые формы работы с родителями. Одна из инновационных технологий – чтение сказок родителями. Просим мам, бабушек, старших сестер, братьев записать любимую сказку ребенка на аудиокассету или диск. Перед сном дети с удовольствием слушают их, узнают родные голоса. Такая работа приносит радость и ожидание чуда и детям, и с интересом поддерживается родителями. А в группе пополнилась педагогическая копилка сказок.
Следующая технология – «Буккроссинг», т. е. движение книг, круговорот книги от человека к человеку, из семьи в семью (а по старому, это та же библиотека в группе). Наша библиотека, т. е. книжкин дом, находится в групповой комнате. Желающие дети с родителями могут взять понравившуюся книгу почитать домой и после чтения вернуть ее в группу. Такая технология, как правило, используется со старшими детьми, т. к. интерес к книге как источнику чтения возрастает примерно к 5 годам. Особенной популярностью пользуются книги с выставки. Взамен родители приносят любимые книги своих детей. Поэтому количество книг не уменьшается, а даже увеличивается.
В нашем учреждении ежегодно проводятся фестивали сказок. И эти фестивали стали уже традиционными. В группе имеется зона театра, куда мы помещаем атрибуты, маски и костюмы к разным сказкам, а также настольный и пальчиковый театры. С родителями каждый год обговариваем, какую сказку будем инсценировать. А взамен получаем неоценимую помощь, которая заключается в изготовлении декораций, костюмов героев сказки, разучивании ролей.
Мы пользуемся следующими инновационными методами приобщения детей и родителей к книге и чтению :
1. Проектная деятельность литературной направленности.
Это проект «Лукоморье» и в нем детский проект «Сколько и каких героев в «Сказке о мертвой царевне» (подготовительная группа)
Проект «В гостях у дедушки Корнея» (средняя группа)
«В гостях у сказки» (младшая группа)
«Богатыри земли русской» (старшая группа)
2. Организация занятий-экскурсий в библиотеку (социальное партнерство ДОУ, семьи и библиотеки).
С детьми старшей и подготовительной группы были проведены экскурсии в библиотеку, на базе библиотеки проведен конкурс чтецов, приуроченный ко Дню Победы, среди дошкольников нашего города. Также в нашем ДОУ было проведено городское педагогическое объединение совместно с сотрудниками городской детской библиотеки и родителями старших дошкольников.
3. Литературные викторины «Из какой сказки герой», «Назови автора по отрывку», «Какие сказки на картине» и др.
4. Создание книг-самоделок. Старшие дошкольники очень любят рисовать. Им вместе с родителями была предложена сказка. Дома дети с помощью родителей рисовали иллюстрации к ней, а уже в группе совместно с педагогами собирали книжку-самоделку согласно сюжету сказки.
5. Сказки семейного сочинения. Такие конкурсы также проводились неоднократно. Темы сказок были различными, например «Сказка про Капельку», «Сказка про наш детский сад», «Земля наш общий дом» и др.
6. Лепбуки – самодельные книги-раскладушки на определенную тему, состоят из множества карманов, вкладок, картинок, аппликаций. Материал предлагается в виде загадок, стихов, ребусов, рисунков, задания типа «сказка с новым концом» или «измени сказку». В игровой форме детям предлагается информация о книгах, писателях. Цель лепбука – познакомить детей с книгой, заинтересовать еще непрочитанными произведениями, вызвать желание взять в руки книгу, попросить взрослых прочитать ее, осмыслить содержание книги.
Еще одна новая форма по популяризации чтения, которую мы только начали осваивать – это бук трейлер – короткий видеофрагмент о какой-либо книге, т. е. реклама или анонс книги. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране, что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком.
Поэтому мы определили главную цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств. Но пока мы в процессе обучения: учимся сами и учим родителей создавать для своих детей такие видеоролики дома.
Чтобы достичь хороших результатов в воспитании любви к книге, в потребности к чтению у нас имеется огромный выбор современных образовательных технологий. Это позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к чтению в семье и детском саду.