Вера Солдаткина
Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие экологической культуры детей дошкольного возраста
Актуальность: Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).
Темочки:
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Словарная работа: Экология, природа, дети, окружающий мир, взаимоотношения.
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной деятельности педагога и ребенка.
У детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-ные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.
Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания :
- потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;
- эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков
способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.
В процессе развития основ экологической культуры у дошкольников можно условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности: к себе; к другому; к природе.
Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются:
* интерес к природе и проблемам ее охраны;
* знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
* нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
* экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
* мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности) :
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.
Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели сформированности основ экологической культуры :
* проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни
людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
* с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
* эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. д.);
* старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др. ;
* проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
* пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Таким образом, изучив понятие экологической культуры определено, что экологическая культура это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека.
Таким образом, у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Библиографический список:
1. Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева// Юный натуралист. – 2012. - №1. – С. 30-32.
2. Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие/ Т. Л. Богина - М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина - М. : Культура : Акад. проект, 2014.- 238 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учеб. пособие/ Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2013.- 426 с.
5. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения: метод. пособие / В. П. Вавилова. – Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014. – 131 с.
6. Вербицкий, А. А. Принципы и цели непрерывного экологического образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2014. -№1.- С. 207-210.