Юлия Зайцева
Понятие проектирования как вида педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое проектирование :
• практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т. д.);
• новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
Публикация «Понятие проектирования как вида педагогической деятельности» размещена в разделах
• прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
• способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
• процесс создания и реализации педагогического проекта;
• специфический способ развития личности;
• технология обучения.
Педагогическое проектирование – самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения (В. П. Беспалько).
Понятие «проектирование» определяет два основных направления деятельности педагога :
• мысленное конструирование (замысел, проектная идея, которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
• целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т. д., то есть факторов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым.
Центральные идеи проектирования
• идея опережения
• идея «разности потенциалов»
• идея пошаговости (Н. А. Бернштейн)
• идея совместности, кооперации
• идея «разветвляющейся активности» (В. Х. Килпатрик)
Педагогическая сущность проектирования
• ярко выраженный общественный характер;
• создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть;
• мозаичная природа
Задачи педагогического проектирования (по Е. С. Заир-Бек)
1. Обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для воспитания и развития человека, актуализации его внутренних сил, социального самоопределения и становления.
2. Прогнозирование развития педагогических систем и процессов.
3. Создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которые позволят определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение.
4. Педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов
Функции проектирования :
• Аналитическая: прийти к новому состоянию возможно, осмыслив имеющееся, ответив на вопросы: что не устраивает, является тормозом, что нуждается в усовершенствовании?
• Прогнозирующая: в ходе проектирования выстраиваются желаемые педагогические результаты, более эффективные по сравнению с имеющимися. Основным прогнозом, результатом проектирования является новое состояние, качество объекта.
• Конструктивная (конструирующая) : в ходе проектирования выстраивается и реализуется деятельность по достижению желаемых результатов.
Основные черты проекта
• отнесенность проекта к будущему;
• ориентация проекта на желаемое состояние в будущем;
• представление проекта как системы средств достижения будущего;
• определенность начала и окончания проектной работы;
• четко и ясно сформулированные критерии эффективности;
• непосредственная связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;
• «заданный» характер, непосредственная связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;
• итерационный характер, когда для приближения к удовлетворенному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;
• наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;
• практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;
• интеллектуальный характер;
• информационный характер;
• готовность использовать разнообразные практико- ориентированные и научно-необоснованные схемы деятельности.
Ключевые вопросы проекта
Что нужно сделать, чтобы реализовать проект? Предметная область: цели, задачи, виды работ, основные результаты, масштабы, сложность, допустимые сроки.
Как сделать? Основные идеи реализации.
Кого касается проект? Круг основных пассивных участников.
Каковы мотивы участников проекта? Способы соорганизации и мотивации участников.
Кто будет выполнять? Круг основных активных участников