Виктория Сосна
Понятие педагогического такта
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта 4
1.1. Понятие о педагогическом такте 4
1.2. Основные черты педагогического такта 6
Вывод по I главе 8
Глава II Практическая часть 10
Вывод по II главе 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Приложение 14
Введение
Публикация «Понятие педагогического такта» размещена в разделах
Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие — что это составная часть общей культуры педагога; третьи — что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения педагога или с его общим и методическим образованием. К. Д. Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом.
Актуальность проекта продиктована тем, что выработка технологического подхода к применению педагогического такта, позволит поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их сотрудничество, основывающееся на фундаменте духовной общности. Отдельной строкой в постановке задачи стоит раскрытие понятия и структуры педагогического такта, а также свойств и качеств педагога, которые способствуют успешному овладению педагогическим мастерством.
Цель проекта: создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт», что будут актуальны современным требованиям для студенток по специальности: «Дошкольное образование».
Объект проекта: теоретические аспекты педагогического такта.
Предметом проекта: процесс создания перечня компонентов составляющих педагогический такт, что будут актуальны современным требованиям.
Задачи:
1. Изучить основные определения понятие о педагогическом такте.
2. Рассмотреть основные черты педагогического такта.
3. Рассмотреть компоненты составляющие педагогического такта.
4. Создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт», что будут актуальны современным требованиям (приложение 1).
Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта
1.1. Понятие о педагогическом такте
В психологической и педагогической литературе имеются различные определения педагогического такта и, кроме этого, данное понятие возможно раскрыть путём перечисления его основных признаков.
Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определё нные признаки:
«Педагогический такт как соблюдение меры педагогического воздействия».
"Такт - это чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- чему-либо, создающее уменье держать себя подобающим образом"
«Педагогический такт как наиболее эффективный способ воздействия».
Педагогический такт - это умение педагога быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с воспитанниками в процессе их обучения и воспитания, правильный и потому наиболее эффективный способ воздействия на их сознание, чувства и волю для достижения поставленной цели без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе воспитанников.
«Педагогический такт как комплекс психологических качеств личности педагога».
На психологическую природу педагогического такта, в своё время указывал ещё К. Д. Ушинский говоря, что: "Педагогический такт. есть в сущности своей не более, чем такт психологический. ". Из этого следует, что педагогический такт есть разновидность такта психологического, его специальное развитие в области профессиональной педагогики.
Высокая степень значения морально-психологического облика педагога, как основы педагогического такта неоднократно подчеркивалась в трудах А. С. Макаренко. "Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности вашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать в мысли, я говорю то, что я на самом деле думаю"
Одни педагоги считают, что педагогический такт - это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие - что это составная часть общей культуры педагога; третьи - что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно.
Есть и более общая трактовка:
"Педагогический такт -это профессиональное качество педагога, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к воспитанникам наиболее эффективный способ воспитательного влияния. "
Существует множество определений педагогического такта, - выше перечислены только несколько их вариантов. Тем не менее попытка свести всё многообразие определений педагогического такта к "сухой", универсальной формуле может привести к необоснованному сужению этого понятия (например, такт как только форма вежливого обращения или такт как чувство меры). Группа из приведё нных выше определений наиболее полно отражает и правильно различные характеристики этого психологического явления без тенденции к упрощению или напротив: чрезмерно расширенному его пониманию.
Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной педагог, при определении объёма в указании воспитанникам домашних учебных заданий, степени насыщенности занятия учебным материалом, при учёте его трудности, возрастных особенностей воспитанников, при оценке уровня подготовки воспитанников.
При поверхностном рассмотрении проблемы вполне приемлемым может показаться представление о такте, как "умении держать себя определённым образом", но если проецировать это понимание на профессиональную педагогическую деятельность, то сразу же станет ясно, что вопрос о природе такта необходимо понимать значительно шире. «Чувство меры» и «умение себя вести» также учитываются, но исключительно на уровне компонентов, включенных в более широкую основу такта. Тем не менее, «мера», как один из ключевых компонентов педагогического такта всецело определяет насколько успешным и эффективным (со стороны педагога) будет регулирование педагогического процесса. Ошибочным будет воспринимать "меру" - компонент педагогического такта, как некое механическое, лишенное эмоциональности измерение того, сколько и каких именно воздействий необходимо применять в каждом случае.
Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе с воспитанниками. Теряется чувство меры - теряется и педагогический такт.
Помимо "чувства меры", отдельным компонентом педагогического такта, обеспечивающим его функциональность будет умение педагога осуществить глубокое воспитательное влияние на личность школьника. Такой результат будет закономерным, в случае, если педагог умеет владеть своим голосом, в полной мере использует эмоционально-экспрессивную и эстетическую функцию речи, формы мимической выразительности процесса общения.
Так, если перед пелагогом стоит задача по коррекции педагогического процесса, повышению эффективности его контроля и регулирования, то решения этой задачи он добивается при помощи педагогического такта, как одного из важных средств педагогического воздействия.
Невольно напрашивается вывод о том, что такт помогает педагогу регулировать педагогический процесс, позволяя точно и своевременно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей, их психическое состояние, и самое главное - их отношение к учебным занятиям в процессе учебной работы. [1]
Педагогический такт как форма взаимоотношений с воспитанниками определяется многими сторонами личности педагога, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества педагога, показателем гибкости его ума. Педагогический такт педагога не бывает стереотипным.
1.2. Основные черты педагогического такта
Основными признаками педагогического такта являются : требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.
В числе основных составляющих педагогического такта, следует назвать:
-предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства;
-индивидуальный подход к воспитанникам является одной из основных предпосылок тактичности педагога. Тактичный педагог должен знать, что молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу. Важно также знать, что с воспитанниками разных типов темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком - твердый, с холериком - спокойный, с меланхоликом - мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих воспитанников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними;
-доброжелательность и сотрудничество с воспитанниками. Воспитанниками могут болезненно реагировать на то, как относится к ним педагог, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т. п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Педагог должен не только объяснять воспитанником новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта;
- доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у педагога веры в способности воспитанников. Каждый воспитанник должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желаниями старательности. Дети не всегда могут адекватно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки педагогов, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому педагог должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.
Не следует, конечно, преувеличивать способности воспитанников, но особенно не рекомендуется занижать их. Доверие к воспитанникам справедливо называют макаренковским воспитательным принципом. Так роман А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» - это поэма о вере в человека. Антон Семёнович мог сказать самую горькую правду колонистам, но он никогда не оскорблял их своим недоверием. Особенно бестактны бывают те педагог, которые пессимистически относятся к будущему своих воспитанников и при каждом удобном случае считают необходимым сказать им об ином. Бестактность таких педагогов нередко граничит с прямым педагогическим преступлением.
- проявление гибкости, изобретательности, юмора. Педагог обязан мудро строить тактику взаимодействия с детьми, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности педагога. На занятиях - четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеучебной работе - непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.
- владение техникой общения;
- проявление терпения, воли, самообладания.
Для педагогического такта педагога большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что педагог должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А. С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают педагога, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию. В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность педагогу отложить свое решение, например: «А с тобой у меня будет отдельный разговор», «Сейчас у меня нет времени тобой заниматься» и т. д. Когда педагог, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение воспитаннику или всему классу. Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспышки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные педагога, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, педагог не научится педагогическому такту.
На этих качествах, как на фундаменте базируется способность педагога управлять не только своим поведением, но и регулировать педагогический процесс. В. А. Сухомлинский выразил своё отношение к этим чертам педагогического такта следующим образом :
«Переступая порог школы, решив посвятить свою жизнь благородному делу творения Человека, будем помнить, друзья, что перед нами большая опасность - очутиться в плену капризных скоропроходящих коллизий настроения. Настроение действует молниеносно, мысль же плетется где-то позади. - вот что часто выбивает у нас из рук сложный инструмент власти. В большой мере педагогическая мудрость зависит от того, насколько умело мы владеем своими чувствами.»[2]
- умение предвидеть результаты воздействия.
Педагогический такт требует от педагога умения предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т. п. воспримут воспитанники, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания воспитанников прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те педагоги, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т. п.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогами и воспитанниками. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Вывод по I главе
Процесс педагогического общения требует от педагога компетентного решения многообразных коммуникативных задач различного уровня проблемности. В свою очередь такт должен страховать его от профессиональных ошибок.
Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом педагог должен всегда уважать человека в своих воспитанников и беречь собственное достоинство.
Как показывает педагогический опыт, именно наличие такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.
Глава II Практическая часть
Такт как профессиональное качество педагога представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. Основными его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический. [3]
Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств педагога, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т. д.
Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от педагога требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.
Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки педагога, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется педагог, оказывая воздействие на своих воспитанников.
Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения педагога, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения педагогом эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.
Инструментальный или технологический компонент педагогического такта обусловлен мерой выбора педагогом профессиональных средств, форм и методов взаимодействия со школьниками, что в свою очередь влияет на воспитательную эффективность педагогического процесса. В одних случаях это может быть доверительный разговор с ребенком на основе убеждения, в другом - предоставление воспитаннику свободы выбора, в третьем - частота межличностных контактов с воспитанникам и использование приемов внушения и т. д. От умело подобранных в соответствии с ситуаций методов и приемов воздействия на воспитанников и зависит успешность реализации учебно-воспитательных целей, поставленных педагогом изначально.
Вывод по II главе
Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая воспитанниками как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления педагога способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая воспитанников, педагог должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т. е. применять к воспитанником воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.
В то же время уважение, душевная теплота и доброжелательность не исключают требовательности со стороны педагога, а предполагают ее. Требовательность к личности воспитанника должна увеличиваться и усложняться по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника. [4]
Основными чертами личности педагога, которые определяют отношение его к детям, и которые являются «краеугольными камнями» педагогического такта :
1. Интерес и любовь к детям;
2. Доброта;
3. Чуткость, отзывчивость;
4. Общительность;
5. Гуманность, человечность;
6. Требовательность;
7. Справедливость;
8. Принципиальность;
9. Честность;
10. Уравновешенность, выдержка;
11. Оптимизм, чувство юмора;
12. Коммуникативная компетентность;
13. Организаторские способности.
А основными компонентами педагогического такта выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический
Заключение
Таким образом, были изучены основные определения понятие о педагогическом такте, рассмотрены основные черты педагогического такта, качества личности педагога, необходимые для проявления педагогического такта.
Нами рассмотрен перечень критериев составляющих педагогический такт.
Нами был создана схема компонентов составляющих педагогический такт, что будут актуальны современным требованиям и интересна для студентов по специальности: «Дошкольное образование».
Список использованной литературы
1. Доклад по педагогике "Критерии педагогического мастерства" [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-po-pedagogike-kriterii-pedagogicheskogo-masterstva-2153770-page4.html, свободный
2. Понятие о педагогическом мастерстве [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://infourok.ru/ponyatie-o-pedagogicheskom-masterstve-1809641.html, свободный
3. Основные черты педагогического мастерства [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s51788t2.html, свободный
4. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://diplomba.ru/work/101402, свободный