Инна Черкасова
Понятие и сущность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В широком смысле понятие «адаптация» рассматривается как способность живого организма приспосабливаться к новым условиям окружающей среды. Эта трактовка понятия «адаптация» скорее относится к приспособлению организма к внешним физическим характеристикам окружающей среды (температуре воздуха, климату, освещению и т. д.). Существует другой уровень адаптации организма — это социальная адаптация. Сущность адаптации состоит в том, что процесс адаптации имеет место быть в ситуациях, когда человек испытывает трудности психологического и физического характера в связи с возникающими противоречиями между своими возможностями и требованиями окружающей среды, в том числе и требованиями социума. Здесь в силу вступает социальная адаптация индивида.
Публикация «Понятие и сущность адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения» размещена в разделах
Социальная адаптация — это приспособление индивида к условиям новой социальной среды.
В зависимости от возможностей, силе воздействия факторов окружающей среды и психологических особенностей человека различают три типа адаптации индивида :
1. Творческий тип адаптации. О данном типе адаптации можно говорить в тех случаях, когда индивид вместо того, чтобы приспособится к новым факторам окружающей среды стремится к их изменению с целью приспособить их под свои потребности.
2. Конформный тип адаптации. Данный стиль адаптации заключается в обычном привыкании индивида к новым требованиям и факторам окружающей среды. При этом, действия индивида, направленные на адаптацию к среде можно назвать, скорее, пассивными.
3. Избегающий тип адаптации. Об этом типе адаптации можно говорить в тех случаях, когда индивид не стремится приспособится к новым условиям. Действия человека направленны, скорее, не на адаптацию, а на избегание новых требований окружающей среды.
В возрастной психологии и педагогике изучение адаптации играет важную роль для процесса социализации ребенка. Можно сказать, что от того, на сколько быстро ребенок адаптируется к новым условиям, какой тип адаптации преобладает в его модели поведения, зависит то, на сколько успешно он социализируется в новой социальной среде и в социуме в целом. Но в то же время существует проблема адаптации к новым условиям у детей дошкольного возраста. Так, судя по данным исследования, проведенного К. Л. Печорой лишь 18,5% детей переносят процесс адаптации к условиям ДОУ легко и безболезненно, 75,5% дошкольников имеют средний уровень адаптации к условиям дошкольного учреждения, т. е. Дети в целом адаптируются к новым условиям, но долго и с рядом трудностей. По этим же исследованиям 6% детей дошкольного возраста испытывают большие трудности процесса адаптации к условиям детского сада, можно сказать о том, что они совершенно не готовы к новым условиям. Таким образом, 81, 5% детей дошкольного возраста испытывают те или иные проблемы адаптации к условиям дошкольного учреждения. Сущность этих проблем состоит в том, что до момента поступления в дошкольное учреждение ребенок привыкает к установленному дома режиму дня, определенным внутри семейным отношениям, особенностям домашнего меню в процессе приема пищи, ограниченному кругу лиц в процессе общения. Ребенок адаптируется к условиям внутри семьи и в зависимости от них у него формируется стиль поведения, межличностного общения, развиваются те или иные привычки. С поступлением в детский сад изменяются данные внешние условия, а это влечет за собой и изменения в поведении ребенка, внешние негативные проявления в его поведении, ослабление соматического здоровья. Это происходит по причине того, что ребенок еще не имеет достаточно социального опыта для того, чтобы быстро приспособится к новым условиям.